Тема: Город, Культура |
Сергей Смирнов: «Не надо делать из Монстрации и Лоскутова культ» |
|
Заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ, доктор философских наук Сергей Смирнов о том, почему Монстрация не имеет отношения к карнавальной культуре, Артем Лоскутов занимается самопиаром, а городу не повезло с властями.
«Я считаю, применять термин «феномен» к Монстрации и Артему Лоскутову невозможно. Он стоит в одном ряду с эпатажными художниками, которые прибивают свои гениталии к мостовой в Москве, а это, на мой взгляд, банальная самореклама. Артем Лоскутов не стремится продемонстрировать свою позицию, не выступает во имя каких-то ценностей, символа веры.
Например, Мартин Лютер сказал: «На том стою и не могу иначе». После чего прибил свои тезисы к дверям собора и тем самым предъявил предмет веры, призвал сторонников – основателей протестантизма. Они сформировали одно из самых мощных движений в религии. Значит, если человек демонстрирует позицию, то за этим должен быть какой-то символ веры, он должен что-то отстаивать. Что отстаивает господин Лоскутов? Только свою любимую персону, но никак не свободу. Свободу так не отстаивают, это всего-навсего выпендреж. Свободу надо воплощать в конкретных действиях и институциях, а его действия никак не связаны с ответственностью. Кроме того, за свободу надо отвечать – своей жизнью, здоровьем, профессионализмом. Разговор о свободе не должен ограничиваться только риторикой, это тяжелая работа. Инженер, который работает на заводе, тоже не против свободы, но он делает свое дело, что-то создает. Когда человек просто болтает, ничего при этом не делает, не создает никаких ценностей, не повышает качество жизни – это просто риторика.
Некоторые, защищая Лоскутова, говорят: «А как же карнавалы в городах Европы? Монстрация – это тоже форма карнавала, ребята веселятся, шутят». Карнавальная культура - богатейшая многовековая традиция. На карнавалах люди раз в год позволяли себе расслабиться, потому что символ веры не позволял этого делать постоянно. Михаил Бахтин описал это в своей книге «Творчество Франсуа Рабле» и ввел термин «раблезианский смех» – когда с помощью смеха разрушаются каноны и привычные нормы, уклады, когда смех и позволял получить тот самый глоток свободы.
В Монстрации и другой деятельности Артема Лоскутова ничего этого нет. Это пустой, глупый, неграмотный выпендреж. А современной молодежи этого достаточно, потому что они тоже ничего не отстаивают. Сначала надо сделать что-то - написать хоть строчку книги, посадить дерево, построить дом, а потом говорить власти, что она покушается на нашу свободу, и нести за свои слова ответственность. В данном случае никакой ответственности нет, на этом абсурде просто делают имя, потом уезжают в столицы и продолжают делать карьеру там. Нормальная молодежь не ходит на Монстрацию – они либо деньги зарабатывают, либо делают карьеру ученого, либо уезжают за границу, если в России их ничего не устраивает. Нормальный человек, который думает про свою жизнь, не идет на эту клоунаду – слишком примитивно.
Смогут ли такие люди устроить революцию? Конечно, нет. Революции нам не нужны, нам нужна ответственность за страну, где мы живем. А революции начинаются и заканчиваются кровью.
Власти в этой ситуации ведут себя тоже в корне неправильно. Городу не везет с властью. Так глупо, бездарно, непрофессионально управлять городом и регионом… Я давно такого не видел. Это один из примеров, что у нас в городе нет социальной, молодежной, культурной политики. Они говорят то одно, то другое не потому, что такие непоследовательные, а потому что отсутствует позиция. Они просто не знают, как к этому относиться – то ли дружить с Лоскутовым, то ли враждовать, то ли позволять проводить шествие, то ли сажать его в тюрьму. Тем самым они обезоруживают себя. Да, наша власть «разделась». Но это не означает, что Лоскутов – это узник совести, феномен или герой и достоин хоть какого-то внимания. Не надо делать из Монстрации и Лоскутова культ». |
|
|
|
|