Тема: Статьи, Город, Власть, Политика |
Реклама со Сталиным на улицах Новосибирска может мобилизовать электорат КПРФ |
|
Но общественный конфликт, спровоцированный решением обкома, компрометирует мэра Анатолия Локтя, обязанного обеспечивать общественное согласие.
Новосибирск снова в центре скандального внимания федеральных и мировых СМИ. Наружная реклама коммунистов, решивших поздравить горожан с Днём Победы портретами улыбающегося Иосифа Виссарионовича, вызвала весьма противоречивую реакцию. Очевидно, что фигура Сталина сегодня кажется симпатичной для значительного количества россиян. Это соответствует тренду к ежегодно растущему возвеличиванию праздника Победы в Великой Отечественной войне – если не хватает поводов для национальной гордости в настоящем, а будущее пока беспросветно, остаётся лишь обратить взор к прошлому. Но для большого количества семей до сих пор весьма болезненны воспоминания о сталинских репрессиях. Споры о роли Сталина в судьбе страны будут идти ещё долго, и, вероятно, в будущем они станут менее эмоциональными. Но до этого ещё далеко, что лишний раз и подтвердила рекламная кампания КПРФ.
В интернете поднялся гул негодования. В фейсбуке взялись собирать подписи под петицией с требованием к мэру Анатолию Локтю убрать рекламу со Сталиным с новосибирских улиц (за неделю было собрано более 1500 подписей). С официальными протестами выступили общественные, политические и религиозные организации (в том числе, «Мемориал», партия «Яблоко» и католическая церковь). Но нельзя определённо сказать, что большинство горожан выступило против. Скорее большинство горожан осталось нейтрально. Об этом говорят и результаты опроса на «Новосибирском городском сайте» по поводу плакатов со Сталиным. По состоянию на 10 мая около 23% поддержали тезис «Это отвратительно: Сталин – тиран и убийца». Менее 51% отнеслись спокойно, поскольку «Сталин – это историческая фигура». 19% решили, что реклама КПРФ это «замечательно», потому что «Сталин – великий вождь». Более 7% вообще всё равно. Это срез более чем на 7000 проголосовавших – немалая выборка.
Исходя из того, что любителей Сталина лишь немногим меньше, чем антагонистов, логично выглядело и появление альтернативной инициативы: начался сбор подписей под обращением к Локтю с требованием «дать решительный отпор фальсификаторам истории, подвергающим сомнению вклад Верховного главнокомандующего И.В. Сталина в Победу Советского народа в Великой Отечественной войне». Формально петиция не имеет отношения к обкому. Также она не содержит призывов, касающихся непосредственно рекламы со Сталиным, которую, как следует из комментариев второго секретаря обкома Рената Сулейманова, предполагалось снять после 9 мая. Но если рассуждать логикой политтехнологий, обком КПРФ мог бы отказаться от изначального плана сменить билборды. Плакаты с генералиссимусом решили сразу две актуальные предвыборные задачи – взбодрить лояльных избирателей и отвлечь внимание от городских проблем.
Самая активная часть новосибирцев погрузилась в жаркие споры о том, чего же больше в итогах деятельности Сталина. Дороги, пыль, сомнительные коррективы городского бюджета – всё это остаётся на периферии. Можно допустить, что, соглашаясь с идеей обкома использовать в рекламе Иосифа Виссарионовича, первый секретарь Локоть оказал услугу мэру Локтю.
Но власти всех уровней последовательно утверждают, что главным приоритетом сегодня остаётся социальная стабильность. Курс на стабильность, в том числе, предполагает сглаживание углов и минимизацию раздражителей. Кому уж об этом не знать, как не новосибирским чиновникам. Истории с отменой ряда концертов, снятием «Тангейзера» с репертуара Оперного и недавние проблемы с согласованием «Монстрации» – всё это следствия нежелания властей разжигать конфликты в обществе. Прежде всего, на почве возможных оскорблений чувств верующих. С рекламой Сталина коммунисты пошли строго противоположным курсом – на раскол общества. И Локоть из-за этого оказался в весьма щекотливом положении. Как ответственный глава исполнительной власти в городе, он должен был ударить по рукам креативных однопартийцев, напомнив, что в войне победил народ, а не вождь. Может быть, он надеялся, что реклама со Сталиным просто повисит недельку и незаметно исчезнет? Но вышло иначе. И конфликты вокруг роли генералиссимуса, разгоревшись, будут полыхать долго, что, конечно, добавит городскому руководству минусов от московских кураторов.
Губернатор Владимир Городецкий в комментарии к ситуации отметил – в Новосибирске немало тех, кто так или иначе пострадал от репрессий, и задевать их чувства не стоило. «Сегодня все политические силы много говорят о необходимости консолидации общества, консолидации усилий для преодоления экономических трудностей, однако, как мы видим, слова порой расходятся с делом. Эти плакаты наше общество отнюдь не сплачивают. Но для одной из партий, видимо, важнее использовать День Победы для политической рекламы», – отметил глава региона.
У «сталинской» кампании есть ещё один результат, способный снизить пропагандистский эффект. Плакаты с Иосифом Виссарионовичем взбудоражили часть общества, обычно избегающую ходить на выборы. Оценки этой аудитории видны в интернете, слышны в офисах: испугавшись ассоциаций с ужасами сталинского времени, люди готовы пойти на выборы специально, чтобы проголосовать против. Точнее, за кого угодно, только не за партию, отождествляющую себя со Сталиным. Получается, что отчасти КПРФ поработала на конкурентов. Надо только для усиления эффекта напомнить ещё про Сталина поближе к выборам. |
|
|
|
|