Тема: Город, Транспорт |
По цене за Центральный мост ещё поторгуются |
|
Чиновники и депутаты публично поспорили о проекте строительства Центрального моста. Для движения вперёд властям придётся искать компромисс в финансовой модели.
Из инфраструктурно-хозяйственного вопроса Центральный мост превратился в острую политическую тему. Зимой мы обращали внимание на значительный объём критики в адрес проекта со стороны городских властей. Озабоченность муниципалитета удалось снять, забрав полное бремя ответственности на областной уровень. Сейчас в авангарде скептиков депутаты Законодательного собрания.
На прошлой неделе областное министерство транспорта объявило конкурс для определения инвесторов, потенциально желающих стать концессионерами строительства и эксплуатации Центрального моста. Это момент процедурный, связанный со сроками подготовки и подачи заявки на грант в Росавтодор. Но получилось так, что объявление о конкурсе появилось после ухода заксобрания на каникулы. Спикер Андрей Шимкив немедленно напомнил чиновникам, что была договорённость не предпринимать новых шагов по реализации проекта без согласования с депутатами.
В комментариях для СМИ Андрей Иванович подчёркивал, что он не против моста: озабоченность вызывает схема финансирования через платный проезд. Новосибирцы могут игнорировать платный мост. Тогда для городского трафика облегчения не будет, зато появится дополнительная нагрузка на бюджет региона – концессионеру придётся возмещать недополученный доход. Ряд депутатов и общественников уже высказывали такие же опасения. На 14 июля Шимкив назначил круглый стол по проекту Центрального моста, чтобы все заинтересованные стороны могли обменяться мнениями, глядя глаза в глаза.
Накануне было понятно, что дискуссия предстоит жаркая. Тем не менее, мероприятие активно анонсировали пресс-службы и заксобрания, и областного правительства. То есть, стороны были уверены в своих аргументах.
Сыграв главную роль в организации круглого стола, непосредственно на мероприятие Шимкив не явился. Было объявлено, что спикер в отпуске, а позицию свою он ранее уже опубликовал в СМИ. Для политика это мудрый ход: Андрей Иванович оставил руки свободными, избежав необходимости делать категоричные заявления оперативно и сохранив возможность для компромисса. Однако назначать на роль ведущего круглого стола председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдора Николаева было не самым удачным выбором. В истеблишменте Николаева воспринимают как представителя ОАО «Новосибирскавтодор» – организации, заинтересованной в том, чтобы больше бюджетных денег тратилось не на мосты, а на дороги.
Впрочем, Николаев был не единственным и не самым яростным критиком. Некоторые острые вопросы были спровоцированы докладчиками, защищавшими проект. Например, мало кто понял, зачем оперировать цифрами в ценах 3 квартала 2015 года, если на дворе уже третий квартал 2016-го, и надо всё перемножать на дефлятор. За такими спорами на второй план незаслуженно уходила по-настоящему важная информация. Например, о развязке на площади Энергетиков, стоимость которой – почти 30% общего бюджета проекта. Директор института «Стройпроект» Алексей Журбин отметил, как большую удачу, что Росавтодор согласился рассматривать строительство развязки как часть Центрального моста, иначе оно полностью легло бы на местные бюджеты.
Основные споры шли вокруг вопроса, поедут ли новосибирцы по платному мосту, или нет. По разным сценариям, стоимость проезда в один конец в сегодняшней модели может составлять от 50 до 140 рублей. Эксперты «Стройпроекта» считают, что, с учётом полного или частичного закрытия Октябрьского моста на капитальный ремонт, доходы концессионера превысят плановый уровень, а сверхдоходы будут разделены с областью в пропорции 30 на 70. Готовность новосибирцев платить за проезд подтверждается социологическим исследованием (депутаты потребовали подробно познакомить их с методикой проведения).
Главное опасение критиков проекта – инвестор получит гарантированный доход за счёт области, а мост с платным режимом останется невостребованным. Устным аргументам зампреда областного правительства Сергея Боярского, министра транспорта Сергея Титова и Журбина из «Стройпроекта» депутаты верить отказались. В резюме круглого стола главное требование – скорректировать финансово-экономическую модель. В частности, депутаты предлагают переложить риск за срыв финансовых параметров с региона на инвестора. Областное правительство к диалогу готово. Комментируя результаты круглого стола, губернатор Владимир Городецкий пообещал учесть высказанные предложения. «На мой взгляд, убедительно прозвучала аргументация того, что мост как инженерный и транспортный объект сегодня необходим. По какой финансово-экономической модели – будем исследовать дальше, анализировать, насколько востребованы условия конкурса для концессионеров, усовершенствовать подходы в дальнейшем», – заявил глава региона.
Получается, что каникулы заксобрания станут временем интенсивной работы правительства с депутатами над сближением позиций по финансированию строительства моста. Времени мало. Ключевой фактор успеха проекта – федеральный грант на 21 миллиард (и то в прошлогодних ценах). Надо ещё постараться его выиграть, уложившись в сроки и соблюдая требования Росавтодора. По словам Журбина, знакомого с федеральной методикой, новосибирский проект имеет больше шансов на успех по сравнению с соперниками. Но пока это лишь слова, а будут ли деньги. |
|
|
|
|