В политических кругах обсуждают предстоящие перестановки на окружном уровне – про отставку полпреда Николая Рогожкина и его заместителя Вадима Гончарова говорят, как о решённых вопросах. Эксперты считают, что речь идёт про «обоюдное удаление» генералов.
Генерал армии Рогожкин достиг пика профильной карьеры в 2004 году, став главнокомандующим внутренними войсками МВД. В 2009 году Президент поднял его статус до уровня замминистра внутренних дел. Когда в 2014 году Николай Евгеньевич накануне своего 62-летия был назначен полпредом в Сибирском федеральном округе, и в Новосибирске, и в Москве считали, что это его последний пост на госслужбе перед пенсией.
С учётом объективной реальности, такая «последняя гастроль» могла затянуться надолго. Тем не менее, есть некоторые формальности, характерные для госслужбы. Например, необходимость продлевать контракты руководителям каждый год после 60 лет. Слухи о скорой смене руководителя пошли из полпредства ещё в июне, перед очередным днём рождения Рогожкина. Сейчас об этом уверенно говорят московские источники.
На посту полпреда Рогожкин сменил Виктора Толоконского, откровенно тяготевшего к новосибирской политике. Предполагалось, что новый полпред выровняет линию федеральной власти в регионе. С участием Рогожкина связывают смену руководства Главного управления МВД по Новосибирской области и областной прокуратуры. Вообще от боевого генерала ожидали более решительного вмешательства в дела на местах. Но контраст с Толоконским, постоянно комментировавшим новосибирские новости, вернул полпредству статус института, стоящего над локальными проблемами.
Наиболее заметно влияние Рогожкина чувствовалось в силовых вопросах. То есть, в сфере интересов Гончарова. В прошлом офицер органов госбезопасности, сделавший карьеру до звания генерал-лейтенанта налоговой полиции, Вадим Вадимович был назначен куратором правоохранительных органов Сибири в 2000 году, сразу после образования федерального округа и создания полпредства. За прошедшие 16 лет формальный статус Гончарова менялся – то он был заместителем, то помощником полпреда, то снова заместителем. Однако полпреды приезжали и уезжали, а Вадим Вадимович неизменно сохранял сферу влияния. Что говорило о крепких связях на высшем уровне.
Освоившись в Новосибирске, Рогожкин стал оттирать Гончарова на второй план. В отношениях между начальником и подчинённым это нормальная практика. Но полпред уязвлял авторитет своего заместителя в ситуациях, которые тот привык контролировать, и в компаниях, где значимость статуса Вадима Вадимовича до того была бесспорной. Источники ЦДЖ не раз указывали, что личная неприязнь генералов перерастает в аппаратный конфликт.
Давно освоившийся в полпредстве Гончаров мог бы пересидеть своего начальника. К тому были предпосылки – контракт Вадиму Вадимовичу в нынешнем году продлили. И даже сразу на три года, что лишний раз говорит об особом влиянии Гончарова. Но сразу несколько московских и новосибирских источников сообщили ЦДЖ, что отставка заместителя полпреда – тоже вопрос решённый.
Говорят, что повод для перестановок якобы нашли в политической ситуации. На территории Сибирского федерального округа КПРФ выиграла выборы мэра Новосибирска и губернатора Иркутской области. Полбеды, что оппозиция здесь одерживает победы – беда в том, что созданы комфортные условия для укрепления плацдармов и подготовки к новым достижениям. Так что одному руководителю могли предъявить за бездействие на политическом фронте, другому – за содействие оппозиции (не секрет, что при Толоконском аппарат полпреда неформально поддерживал коммуниста Локтя на выборах мэра).
Но наиболее логичное объяснение развязки в полпредстве – усталость и раздражение столичных кураторов. Любимый кадровый приём Кремля для разрешения конфликтов между руководителями в регионах это обоюдное удаление. Тем проще, если в данном случае не нужно никого трудоустраивать. Рогожкин и Гончаров люди вполне пенсионного возраста и могут быть без вопросов направлены на заслуженный отдых.
Важный вопрос – когда именно будет объявлено об отставках? Не раньше, чем будут приняты решения о новых назначенцах. Источники ЦДЖ считают, что Гончаров может поработать подольше, чем Рогожкин, но здесь всё неопределённо.
Статусная и непыльная должность полпреда могла бы быть хорошим стимулом для кого-то из федеральных политиков проявить себя в парламентской кампании. Ходили слухи, что о сибирском полпредстве мечтал секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Но до 18 сентября ему нельзя думать ни о чём, кроме выборов. В числе возможных претендентов на пост полпреда в Сибири называют бывшего руководителя упразднённого Госнаркоконтроля Виктора Иванова, вице-премьера Александра Хлопонина и даже Генерального прокурора Юрия Чайку. Но пока это выглядит всего лишь как перебор звучных фамилий.