Компания бывшего вице-губернатора Валентина Бобырева готовится получить 40-летний контракт на переработку новосибирского мусора. Партнёром Бобырева выступает замглавы Минкульта Григорий Пирумов, подозреваемый в крупных хищениях.
12 июля на суде по уголовному делу против экс-губернатора Василия Юрченко допросили знакового свидетеля – главу Красноярского края Виктора Толоконского. Напомним, что ранее в новосибирской обладминистрации Василий Алексеевич работал первым замом у Виктора Александровича. В то время Юрченко готовил сделку по продаже участка земли на пересечении Чаплыгина и Красного проспекта компании Олега Дерипаски под строительство 5-звёздного отеля. История легла в основу уголовного дела, ставшего одной из причин увольнения Василия Алексеевича Президентом в связи с утратой доверия. Юрченко много раз говорил, что готовил сделку по поручению своего непосредственного начальника – Толоконского.
Виктор Александрович отрицал свою основополагающую роль в истории. В том числе, и 12 июля в суде он заявил, будто не ставил задачу продать участок конкретному инвестору. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что без того самого инвестора не было бы всей истории. А главным лоббистом идеи по строительству отеля компанией Олега Дерипаски называли Валентина Бобырева, который во времена губернатора Толоконского успел поработать заместителем главы региона и депутатом Госдумы, и, в любом статусе, являлся весьма влиятельной персоной. После ухода Виктора Александровича в полпреды Бобырева прочили на пост сенатора от Законодательного собрания. Однако новый губернатор Юрченко предпочёл отправить в Совет Федерации Алексея Беспаликова, что стало первым поводом для конфликта с Толоконским.
Время идёт, губернаторы меняются, а Бобырев всё тот же – не оставляет интереса к крупным инвестиционным проектам регионального масштаба. На прошлой неделе правительство Новосибирской области объявило о намерении заключить с компанией «Экология-Новосибирск» концессионное соглашение на строительство двух мусороперерабатывающих комплексов. Проект вызревал с 2014 года, за это время стоимость реализации подорожала почти вдвое, до 6,5 млрд. рублей. По условиям, область предоставит концессионеру два участка под полигоны и мусороперерабатывающие мощности возле Верх-Тулы и Раздольного. Инвестор строит инфраструктуру и с 2019 года начинает принимать мусор.
В перспективе инвестор будет ещё и делиться с регионом выручкой. Но основа бизнеса здесь – тарифы на вывоз твёрдых бытовых отходов, устанавливаемые областной властью. Мало того: правительство должно обеспечить мощности инвестора загрузкой. И гарантировать доходы. По соглашению, нормативный уровень прибыли в проекте почти 11%. Напрашивается аналогия с четвёртым мостом, где, по условиям концессии, власть должна будет компенсировать концессионеру недобор доходов от платы за проезд.
Однако вокруг Центрального моста ломаются копья и гремят громы. А соглашение по мусорным полигонам готовится при полном игноре общественности. Собственно, инвестиционного конкурса и не предполагается, потому что соискатель концессии один-одинёшенек. И регион должен быть ему благодарен за готовность решить проблему, потому что существующие полигоны для мусора (свалки) уже переполнены.
На самом деле, они были заполнены и 5, и 10 лет назад. Уже в начале нулевых было понятно, что проблема утилизации мусора в растущем Новосибирске требует радикальных решений, по возможности дружественных для экологии. Проект компании «Энергомонтаж» предполагал строительство в городе четырёх мусороперерабатывающих заводов, чтобы утилизировать мусор без закапывания в землю. Первый завод был введён в эксплуатацию в 2006 году. До строительства остальных трёх дело уже не дошло: с 2008 года предприятие начало работать с перебоями. Летом 2011 года завод был остановлен – всего лишь через месяц после того, как полпред Анатолий Квашнин провёл в Новосибирске окружную конференцию по проблеме утилизации отходов.
После этого в завод ещё пытались несколько раз вдохнуть жизнь, но бесполезно. На проектную мощность предприятие так и не вышло. Причина в том, что экологичная утилизация мусора стоит дорого. Куб отходов на заводе могли принять лишь в три раза дороже, чем на соседней свалке. Понятно, что все везли на свалку. А местные власти, якобы заинтересованные в цивилизованном решении проблемы утилизации мусора, не считали нужным обеспечивать заводу загрузку.
Вероятно, инициатору проекта строительства сети МПЗ Леониду Сидоренко не хватило влияния, чтобы обеспечить завод стабильными объёмами. У компании «Экология- Новосибирск» есть уверенность, что объёмы будут гарантированно. Речь идёт о 100%-ной «дочке» московской компании «Экология», связанной с банком «Нефтяной альянс» через «родственную» лизинговую компанию. В начале июля треть долей «Экологии» перешла от лизинговой компании непосредственно Валентину Бобыреву, одному из соучредителей банка «Нефтяной альянс». Партнёр Бобырева в банке – заместитель министра культуры РФ Григорий Перумов, пребывающий под арестом, как минимум, до 15 августа по подозрению в хищении денег, выделенных государством на реставрацию памятников архитектуры. На фоне именитых персон вопросы о предполагаемом способе утилизации мусора (например, не слишком ли архаично в 21 веке зарывать его в землю на полигонах?) выглядят не столь важно. Главное, чтоб у этого инвестиционного проекта Бобырева не было таких же разрушительных последствий, как в истории со злосчастным отелем Дерипаски.