Жителя Новосибирска вынуждают заплатить за хакера из Южной Африки
Южноафриканские хакеры взломали виртуальную кредитную карту новосибирца. Несмотря на то, что владелец карты сразу принял все меры для блокировки счета, банк требует оплатить долги взломщиков и проценты по кредиту. Помогает мироновский Центр.
В 2013 году житель Новосибирска Яков Казанцев поддался настойчивым уговорам сотрудника "Евросети" и заключил договор с компанией "Ренессанс Кредит" на пользование кредитной картой "Кукуруза". Условия – беспроцентный период 52 дня и возвращение процентов по покупкам – показались интересными. Картой пользовался довольно часто, никаких проблем, сбоев и просрочек никогда не было. За три года с помощью "Кукурузы" оплатил покупок на 400 тысяч рублей.
Утром 3 февраля 2016 года Яков Казанцев заплатил картой за продукты в супермаркете. А поздно вечером на телефон владельца карты посыпались сообщения о транзакциях с его карты. За несколько операций картой оплатили покупок на 46 тысяч рублей. Причем, сообщения гласили о снятии денег в валюте – южноафриканских зарах.
Яков Казанцев моментально заблокировал карту по горячей линии банка "Ренессанс Кредит", а утром поехал в салон "Евросеть" на Красном проспекте, 17/1, и написал заявление о несогласии со списанием средств. Специалист центра обработки вызовов проекта поддержки карты "Кукуруза" установил, что деньги были списаны с электронного кошелька, и по его данным, банк – эквайер в Южной Африке может подтвердить наличие карты при расчетах.
Стало ясно, что платежную систему взломал хакер. Новосибирец, утром совершавший покупки в родном городе, физически не мог оплатить вечером той же картой покупку где-то в Йоханесбурге. Об этом красноречиво свидетельствуют не только коллеги по работе, но и загранпаспорт Казанцева без печатей и виз о выезде в Южную Африку.
О происшествии Яков Казанцев сразу заявил также в полицию Октябрьского района. Но здесь ему отказали в возбуждении уголовного дела.
– Следователь прямо заявила мне, что расследовать мошенничество в Африке ее не пошлют, а нераскрытое дело испортит статистику раскрываемости, – рассказал Яков Казанцев.
Новосибирец получил новую карту взамен заблокированной и успокоился. Но спустя некоторое время от банка поступило настойчивое требование – заплатить "должок" в 46 тысяч рублей, да еще и около 17 тысяч рублей за просрочку платежа. Оказалось, что компания "Евросеть" ничего не сообщила банку о мошеннических операциях с картой, поэтому банк требует уплаты долга.
Сотрудники же "Евросети" должны были сообщить в банк о мошенничестве только в случае официального открытия уголовного дела о факте мошенничества. Нет уголовного дела – нет проблемы. Круг замкнулся.
Яков Казанцев пришел в Центр защиты прав граждан "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" для того, чтобы высказать свое возмущение и придать этой истории гласность. Владелец взломанной карты подал заявление в прокуратуру Октябрьского района, которая отменила решение о невозбуждении уголовного дела. Решается вопрос о возбуждении процесса в отношении неустановленного лица.
Яков Казанцев готовит полный пакет документов в суд, включающий табель его рабочего времени в день совершения покупок в Южной Африке, все заявления о блокировке карты, детализацию телефонных переговоров с "Горячей линией" банка, загранпаспорт и т.д..
– Я возмущен позицией "Евросети", банка, а больше всего – правоохранительных органов, – сказал Яков Казанцев. – По карте "Кукуруза", как видно из перечня транзакций, африканские хакеры купили продукты и бытовую химию. Но если бы кто-то купил пистолет или вещества для изготовления взрывчатки? Получилось бы, что я – спонсор бандитов? Считаю, в наши дни, когда терроризм стучится во все двери, небрежное отношение полиции к подобным фактам недопустимо.