Владимир Кехман планирует открытие нового сезона НГАТОиБ, не исполнив предписания о ликвидации последствий незаконного ремонта
Как должностное лицо, он рискует попасть под уголовную ответственность за разрушение памятника федерального значения.
На этой неделе стало известно о намерении Кехмана привлечь подрядчика на ремонт центрального крыла главного входа. Конкурсное задание предусматривает «создание нового архитектурного решения», позволяющего использовать буфет-фойе как концертный зал. Тем временем, прокурору Новосибирской области Владимиру Фалилееву нужно решить судьбу директора Оперного в связи с ранее реализованными незаконными архитектурными решениями: 1 сентября истёк срок, к которому нужно было вернуть театр в состояние весны 2015 года, когда на волне скандала вокруг «Тангейзера» Кехман получил назначение в Новосибирск. Чтобы напомнить обстоятельства, 19 августа к прокурору обратились члены Союза архитекторов РФ.
«В нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ (редакция от 09.03.2016), в нарушение Приказа Министерства культуры РФ№987 от 3 июня 2014 г. без положенной экспертизы и согласованной в установленном порядке проектной документации новое руководство НГАТОиБ (в лице директора В.А. Кехмана) с весны 2015 г. провело грубый ремонт зрительской части здания, коренным образом изменив её интерьеры, нарушив пожарную безопасность, разрушив концертный зал. На наше обращение о нарушениях законодательства при ремонте НГАТОиБ нами был получен ответ из прокуратуры №7.360.2015 от 14.12.2015 г., где было указано, что «10.12.2015 г. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области выдало директору театра предписание об устранении выявленных нарушений Закона со сроком исполнения до 01.09.2016 г.». Все последующие действия В.А. Кехмана свидетельствуют о том, что несмотря на предписание и штрафные санкции суда, руководство театра не собирается восстанавливать исторический облик театра – памятника культурного наследия федерального значения», – говорится в обращении.
«До 01.09.2016 г. осталось всего несколько дней. Кто будет отвечать за невыполнение требований по восстановлению исторических интерьеров памятника федерального значения? Какой государственный орган заставит предпринимателя Кехмана подчиняться федеральным законам и прекратить бесчинства в Новосибирском театре оперы и балета?» – спрашивают прокурора заслуженные архитекторы России Геннадий Гаврилов, Владимир Хандожко, Марина Колпакова и член Союза архитекторов РФ Ирина Толмачёва, подписавшиеся под обращением.
Прошлогодний сезон в Оперном открылся на два месяца позже обычного – 13 ноября. Отсрочка была связана с ремонтными работами, развёрнутыми Кехманом после назначения в Новосибирск. Многие театралы были шокированы цветовыми решениями, из-за которых обновлённые интерьеры стали похожи то ли на цирк, то ли на казино. О вкусах можно спорить, но факт в том, что директор театра провёл работы без разрешительной документации. Радикально изменил архитектурные и интерьерные решения без законных оснований. А театр является памятником архитектуры, охраняется государством.
По жалобам общественности прокуратура и региональное управление по охране объектов культурного наследия провели в Оперном проверку, по итогам которой Кехману предписали вернуть всё в первозданный вид к 1 сентября 2016 года. Вместо того, чтобы врубить реверс, директор учреждения зимой начал реконструкцию концертного зала – опять же без оформления разрешений. Владимир Абрамович полагал, что ему удастся узаконить преобразования задним числом. Но попытки до сих пор были безуспешны. Так, например, научно-методический совет при управлении по охране объектов культурного наследия в мае 2016-го провалил попытку Кехмана вывести изменённые интерьеры из-под охраняющей длани государства.
Административная ответственность за самовольный ремонт становится для Владимира Абрамовича уже привычным делом: в этом году он был оштрафован уже дважды – на 100 и 125 тысяч рублей. Но в сюжете может произойти новый поворот, если действия директора Оперного классифицируют по статье 243 Уголовного кодекса РФ: «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей». Две части статьи, классифицирующие объекты с точки зрения их ценности, подразумевают разнообразную ответственность, от штрафов до 3-5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-5 лет, либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до 3-6 лет.
В комментариях к статье 243 УК сказано, что должностное лицо, виновное в повреждении памятника, может дополнительно нести ответственность по статьям 285 и 286. Это так называемые «чиновничьи» статьи за злоупотребление полномочиями или их превышение. Там максимальная ответственность уже до 10 лет лишения свободы. Возьмётся ли прокуратура по собственной инициативе искать уголовную составляющую в ремонте Оперного, или понадобится новое заявление общественников в правоохранительные органы? Может ли отказ директора театра восстановить интерьеры к 1 сентября стать поводом для срыва открытия нового сезона? Для Кехмана, которого обвиняют в мошенничестве с кредитами Сбербанка, перспектива нового уголовного преследования, на первый взгляд, может показаться не такой уж страшной. Но лучше присмотреться внимательней, потому что время показывает: общественность, недовольная театральной политикой Владимира Абрамовича, способна играть против него вдолгую, используя все репрессивные возможности законодательства.