25 июля исполняется 90 лет со дня образования в системе МВД России подразделений водной милиции
Отдавая дань исторической справедливости, следует сказать, что первая водная полиция в составе МВД Российской Империи появилась еще в июне 1867 года. Она осуществляла надзор за объектами водного транспорта, т.е. проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней, а также и за другими водными объектами - рыбные садки, купальни. В 1917 году Февральская революция уничтожила правоохранительную систему прежнего государства, и в истории блюстителей порядка на водных магистралях начался период постоянных реформ, упразднений и переподчинений различным силовым учреждениям и ведомствам. В разное время водная милиция входила в состав Главного управления транспорта, Войск внутренней службы (ВНУС), Министерства госбезопасности (МГБ) СССР. Свое окончательное оформление подразделения водной милиции обрели после образования 1980 году в составе союзного МВД Главного управления внутренних дел на транспорте, правопреемником которого в современной России стал Департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД РФ.
Безопасность главной водной артерии столицы Сибири сегодня обеспечивают сотрудники линейного отдела милиции в порту Новосибирск Западно-Сибирского УВД на транспорте. Штатная численность отдела – более 50 человек. Коллектив молодой - средний возраст сотрудников - 32 года. Все офицеры - это сотрудники с высшим или средне-специальным юридическим образованием. А младший состав в обязательном порядке проходит специальную подготовку в Учебном центре Западно-Сибирского УВДТ. Начальник ЛОВД в порту Новосибирск подполковник милиции Михаилом Романов считает, что сотрудник речной милиции, в первую очередь, должен любить реку. Случайно попавшие здесь просто не выдерживают нагрузку, переводятся в другие подразделения. Ведь большую часть своего рабочего времени милиционер-речник проводит на воде. Судите сами - зона обслуживания линейного отдела милиции включает 362 километров фарватера реки Обь в пределах Новосибирской области, а также речные порты в Новосибирске, Ордынске и Ташаре; Новосибирскую ремонтно-эксплуатационную базу флота; Новосибирский технический участок, 15 пристаней и паромных переправ. На всех этих объектах необходимо поддерживать правопорядок.
Служба в речной милиции носит сезонный характер. Громадная нагрузка в летний период, немногим легче зимой. Сотрудники речной милиции никогда не ходят в отпуск летом, поскольку навигация начинается в мае и длится до октября. В это время по Оби перевозят множество товаров, на реку устремляются тысячи отдыхающих, многие из которых не ограничивают свой отдых купанием и загаром. Компании распивают спиртные напитки, употребляют наркотики – что влечет преступления. Один такой случай произошел на острове Кораблик.
Рассказывает Михаил Романов: «Пьяный судоводитель гонял по острову отдыхающих, угрожая им автоматом и пистолетом. Испуг на лицах возбуждал доморощенного террориста, доставляя ему удовольствие. Этот восторг не разделяли пострадавшие, которые позвонили в милицию. Шутника задержали. Пистолет и автомат оказались не настоящими, а макетами, выполненными с оригиналов в реальном размере».
Вместе с инспекторами рыбоохраны сотрудники речной милиции борятся с браконьерами, с сотрудниками ГИМС (государственной инспекции маломерных судов) задерживают тех, кто управляет катерами без документов и в состоянии алкогольного опьянения. Нередко приходится извлекать из реки и идентифицировать личности утонувших граждан.
Зимой Обь замирает. Но и в этот период работы сотрудникам ЛОВД хватает. Милиционеры-речники задерживают вандалов и воров металла, которые посягают на речные судна в отстое, раскурочивают маяки, распиливают буи. Памятен случай, когда в Затоне была задержана группу несовершеннолетних «пиратов». Трое подростков, старшему из которых было 16, а младшему 13, умыкнули с теплохода, который речники готовили к навигации. Перед ночным абордажем на намеченное к разграблению судно троица провела разведку - мальчики присмотрели для хищения наиболее дорогостоящие узлы и агрегаты корабля. Ночью с подобранными для отвинчивания гаек ключами они по тонкому льду пробрались к теплоходу, спустились в машинное отделение и демонтировали оборудование. А перенеся похищенное на берег, разобрали оборудование на мелкие детали чтобы затем сбыть их на одном из рынков Новосибирска. Здесь их и задержали сотрудники ЛОВД, а ворованное имущество вернули на корабль.
За последние годы мы значительно обновили материальную базу, говорит начальник ЛОВД в порту Новосибирск подполковник милиции Михаилом Романов. В нашем распоряжении: 2 теплохода, 3 катера – специально для рейдов, новый скоростной катер КС – 700, а также несколько снегоходов, чтобы контролировать обстановку на реке в зимнее время. Вся техника находится в хорошем рабочем состоянии. И самое главное – есть горюче-смазочные материалы. Так что речная милиция всегда готова к борьбе с правонарушителями.