Учителя лицеев и гимназий встретились в наукограде Кольцово 13 ноября для обсуждения современных подходов к обучению
13 ноября в наукограде Кольцово прошел научно-практический семинар Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий. Кольцовские педагоги принимали в своих стенах коллег из более чем тридцати школ со специальным статусом со всей области.
Высокое качество образования, которое получают школьники в лицеях и гимназиях подтверждается тем фактом, что итоговые оценки, выставляемые в школах, коррелируют с результатами ЕГЭ.
По словам Людмилы Суслопаровой, директора гимназии-интерната №21, на базе которой проходил семинар, статусные школы являются более опытными в вопросах модернизации образования и готовы делиться опытом с коллегами из других школ. Руководитель Департамента образования администрации Новосибирской области Владимир Иванов также отметил, что лицеи и гимназии «Формирование компетентной личности в образовательном пространстве гимназии» – так была сформулирована основная тема семинара. Причем, не только личности ученика, но и личности педагога – в этом и была особенность прошедшего семинара.
Компетентностный подход и само понятие «ключевые компетентности» получили распространение в российской педагогике относительно недавно в ходе дискуссии о модернизации национальной системы образования. На семинаре отмечалось, что необходимость в новых подходах к образованию обусловлена быстро меняющимися социально-экономическими условиями в обществе, в том числе конкуренцией на рынке труда. Как отметила заведующая кафедрой Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Людмила Каменщикова, современный выпускник школы должен уметь работать с информацией, быть мобилен и готов учиться всю жизнь, ведь нет никакой гарантии, что, получив образование он всю жизнь будет работать по выбранной специальности. Отсюда вытекают четыре ключевые компетенции, которые должна формировать школа: информационная (умение работать с информацией) и коммуникационная компетентности, самоорганизация и самоопределение. Они могут помочь учащимся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Компетентностный подход требует по новому взглянуть на определение образовательных целей. В традиционной схеме цели формулировались как освоение определенных понятий, правил, умений или как формирование определенных взглядов. Однако в современных условиях уровень образованности не всегда определяется объёмом знаний. С точки зрения компетентностного подхода, образованность определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.