Тема: Статьи, Экономика, Политика, Власть |
Российские сенаторы высказали мнения о положении Российского сельского хозяйства |
|
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Астраханской области Геннадий Горбунов:
«У нас недооценивают роль государства в формировании национальной аграрной политики».
Земля была и остается нашей «кормилицей» и не только для тех, кто пашет, сеет, жнет. Одно рабочее место в сельском хозяйстве – это 7-8 мест в других отраслях экономики. Эксперты посчитали: рост производства в сельском хозяйстве на 10% приведет к увеличению выпуска продукции в других отраслях не менее чем на 22%. Так что вполне оправдано говорить о важнейшей роли села в преодолении финансово-экономического кризиса в нашей стране. Но это может случиться, если прежде полномасштабная помощь будет оказана самому селу. В основе нынешних проблем агропромышленного комплекса, на мой взгляд, лежит, прежде всего, недооценка роли государства в формировании национальной аграрной политики. И как следствие этого, отсутствие в течение ряда лет необходимой материально-технической и финансовой поддержки отрасли. И сегодня мы имеем на селе крайне отсталую производственную и социальную инфраструктуру, острую демографическую и кадровую ситуацию. Кризисную ситуацию в сельском хозяйстве надо выправлять. Кое-что уже удалось сдвинуть с мертвой точки благодаря реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». На мой взгляд, появление такого проекта – само по себе было знаковым явлением, потому что меняло отношение государства к вопросам развития сельского хозяйства. Были сделаны серьезные шаги в направлении решения проблем, накопившихся в отрасли: от стабилизации финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей до создания благоприятных условий жизни на селе. Сейчас жизненно важно в рамках программы государственной поддержки развития сельского хозяйства продолжать начатое. Именно финансово-экономический кризис нам со всех очевидностью напомнил о необходимости обеспечивать продовольственную безопасность, которая является важнейшей частью национальной безопасности страны. А продовольственная безопасность, как известно, определяется аграрной политикой государства по всем направлениям, включая финансовую поддержку производителей, защиту их интересов, развитие материально-технической базы, решение социальных проблем на селе. И здесь нет и не может быть мелочей.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области Николай Долгушкин:
«Мы хотим, чтобы село действительно возродилось и сельское хозяйство стало, наконец, настоящим локомотивом экономики». Государственной программой развития сельского хозяйства, ставшей продолжением приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определены основные задачи по поддержке села. Если будем действовать в соответствии с этой программой, село, вне всяких сомнений, возродить удастся. Но важно, чтобы все определенные программой направления получили развитие. И, в первую очередь, подготовка квалифицированных кадров для села. Без механизаторов, агрономов, руководителей сельское хозяйство не сможет стать конкурентоспособным. В конце марта в Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева состоялось выездное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, которое как раз и было посвящено проблемам подготовки кадров для аграрной отрасли. Это совещание по кадровым проблемам, кстати, было первым мероприятием с участием нового Министра сельского хозяйства РФ Е.Скрынник, что, на мой взгляд, очень символично. Ученые били тревогу: нехватка специалистов с высшим аграрным образованием сегодня на селе составляет около 80 тыс. человек. Это объективно сдерживает развитие отечественного аграрного комплекса. Но как можно надеяться привлечь людей, особенно молодых, на работу в агропромышленные комплексы при том уровне инфраструктуры, который сейчас есть. Мы живем в двадцать первом веке, а в сельской местности отсутствует дорожная сеть. Половина малонаселенных пунктов не телефонизирована, по культурно-бытовому и медицинскому обслуживанию деревня вдвое отстает от города. Вот поэтому и отток сельского населения в города превышает его естественный прирост. Кроме того, молодой специалист вряд ли удержится на работе в хозяйстве, где чуть ли не плугом приходится пахать - техника совсем старая. Должна быть продолжена практика предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов, нужно и дальше развивать хорошо себя зарекомендовавшую систему агролизинга. Убежден, необходимо восстановить сельскохозяйственное машиностроение. Эта отрасль загублена, на рынке сельскохозяйственной техники только 19 % отечественных тракторов, все остальное - импорт. Господдержка, которая осуществлялась до прошлого года, ни в коем случае не должна быть свернута. И, прежде всего, статьи, направленные на социальное развитие села, техническое переоснащение производства, если мы хотим, чтобы село, действительно, возродилось и сельское хозяйство стало, наконец, настоящим локомотивом экономики.
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Краснодарского края Николай Кондратенко:
«Страна утрачивает контроль за своей продовольственной безопасностью».
Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Однако, за последние несколько десятилетий страна, имеющая 10 % мировой пашни и 50% чернозема, стала импортером сельхозпродукции и завозит почти половину продуктов. При этом «беспризорными» остаются 40 млн. гектаров пашни. Страна утрачивает контроль за своей продовольственной безопасностью. Причин, мешающих развитию нашего агропромышленного комплекса, много, но я бы хотел остановиться на одной. Основное, что делает неконкурентоспособной нашу сельскохозяйственную продукцию, - цены на энергоносители. Из-за их постоянного роста затраты на производство отечественной продукции просто запредельные. В структуре себестоимости любых продуктов питания – особенно высококалорийных, высокобелковых продуктов - не менее 60% составляют прямые и опосредованные затраты на энергоносители. Очевидно, что в стране, где 92% территории относятся к зоне рискованного земледелия, существующая политика ценообразования не просто не позволяет поднимать сельское хозяйство, но и в целом противоречит интересам выживания нации. Всегда надо помнить, что Россия - холодная, континентальная и засушливая страна. Не могут быть у нас и в странах «семерки» одинаковые цены на энергоносители. По агроклиматическим параметрам - количеству выпадаемых осадков, продолжительности вегетационного периода, сумме эффективных температур для произрастания сельскохозяйственных растений у нас в разы менее благоприятные условия для сельского хозяйства. Почему же Россия, которую бог наградил всеми видами энергоресурсов, должна прислушиваться к какой-то непонятной ВТО, диктующей нам неприемлемые цены на энергоносители внутри нашей же страны. Цель этой структуры очевидна – не допускать конкуренции и продавать нам как можно больше своих товаров. Причем товаров, зачастую небезопасных, накачанных химией. А ведь от того, что мы едим, напрямую зависит здоровье нынешнего и грядущих поколений. Так долго продолжаться не может – нам россиянам всем вместе надо остановиться и задуматься о будущем нашей страны.
Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ, представитель в СФ от администрации Тульской области Анатолий Васьков:
«Надо ограничить размер торговой надбавки к оптово-отпускной цене производителя».
Аграрный потенциал России реализуется далеко не в полной мере. Сегодня уже для всех очевидно, чтобы обезопасить себя от скачков цен на мировых рынках и оказания давления на нас из-за рубежа мы сами должны быть производителями сельхозпродукции. Тем более это актуально сегодня в условиях мирового экономического кризиса. Не так давно на заседании рабочей группы Совета Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда, вопросы государственной поддержки местных сельхозтоваропроизводителей стали главной темой обсуждения. Тульскую область на заседании представлял ее глава В.Дудка. В нашем регионе принята областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008-2012 годы», в соответствии с которой осуществляется техническая и технологическая модернизация АПК, выплачиваются субсидии на развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, субсидируются процентные ставки по привлеченным кредитам. Но, принимаемых мер недостаточно – об этом красноречиво говорят цены на областных прилавках. Для того, чтобы ситуация на потребительском рынке нормализовалась, надо чтобы у всех были равные права и возможности, нужен закон о государственном регулировании торговли. Этот документ должен регламентировать стимулирование производства отечественных товаров, обеспечивать преимущественный доступ отечественных и местных товаропроизводителей в торговые сети. Для обеспечения доступности отдельных видов товаров первой необходимости должны предусматриваться меры по регулированию цен. И конечно, этот закон должен способствовать исключению из цепочки движения товаров лишних посредников. Это можно сделать, ограничив размер торговой надбавки к оптово-отпускной цене производителя. Надо сказать, что это предложение было поддержано всеми участниками заседания и вошло в итоговый документ.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Новосибирской области Виктор Леонов:
«Повышение качества жизни сельского населения должно быть возведено в ранг государственной политики».
Сельский труженик за период экономической реформы научился эффективно работать. И нет никакого сомнения в том, что сельское хозяйство может решить задачу обеспечения продовольственной безопасности страны. Но для этого ему нужна такая же государственная поддержка, какая существует для сельского хозяйства во всех развитых странах. Прежде всего, речь идет о выделении средств на техническое перевооружение отрасли, обеспечение ее высокопроизводительной, желательно отечественной сельскохозяйственной техникой. Конечно, одни только современные технологии не дадут необходимых результатов. Для налаживания производства доступного и качественного продовольствия потребуется широкое внедрение новых методов хозяйствования, разработанных нашей сельскохозяйственной наукой. И, конечно, в ранг государственной политики должно быть введено повышение качества жизни сельского населения. Мы живем в двадцать первом веке, а в сельской местности отсутствует дорожная сеть, половина малонаселенных пунктов не телефонизирована, по культурно-бытовому и медицинскому обслуживанию деревня вдвое отстает от города. То есть, чтобы отечественное сельское хозяйство стало сильным, конкурентноспособным, в центре постоянного государственного внимания должны находиться вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий. А это значит, их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение престижности сельского труда.
Источник: Пресс-служба Совета Федерации |
|
|
|
|