АВТОВАЗ установит систему ГЛОНАСС в автомобили семейства Lada Priora
Похоже, что в России все-таки может появиться потребительский рынок ГЛОНАСС-применений, о создании которого в последнее время так долго говорят все представители отрасли и чиновники разного ранга. Метод "внедрения" ГЛОНАСС на массовый рынок, судя по всему, найден. Причем, метод не требует наличия ГЛОНАСС-GPS приемников с ТТХ, сравнимыми с ТТХ приемников GPS: габариты, энергопотребление, цена.
В рамках проекта на первом этапе планируется оборудовать подобными системами 10-15 тысяч автомобилей прямо на сборочном конвейере АВТОВАЗ уже в 2009 году. В 2010 году подобные системы планируются также к установке на автомобили семейства Калина (в отдельных комплектациях).
На данный момент проект находится на финальной стадии согласования. Первый этап проекта оценивается в несколько десятков миллионов долларов.
Заинтересованность АВТОВАЗа понятна. Во-первых, комплексная мультимедийная платформа по себестоимости установки получается все равно дешевле, чем приобретение и установка конечным покупателем автомобиля нескольких разных устройств. По статистике магнитолой (car audio) ВАЗовские авомобили старших семейств оборудуют 80% покупателей. Средняя стоимость вместе с установкой - 350 долларов. Сигнализацией оборудованы 90% купленных автомобилей. Средняя стоимость вместе с установкой - $200 долларов. Стоимость спутниковой навигационной системы, а именно такая система входит в состав комплексной платформы, составляет $700-1000 долларов. Стоимость самого плохонького автонавигатора - от 3500 рублей (+$100).
Суммарно имеем $550 долларов, если покупается автонавигатор - $650, а в случае установки спутниковой охранной системы – $1050-$1350 долларов. В случае предустановки на ВАЗовском конвейере, стоимость упомянутой системы получается порядка $200 долларов на машину. После дилерских и розничных "накруток" до покупателя эта разница в цене дойдет в виде $350. То есть, все равно получается экономия на доп. Оборудовании – порядка 10 000 рублей или около 50%. С учетом спутниковой сигнализации экономия достигает 22 000-30 000 рублей или 150-200%.
При этом, возрастает привлекательность отечественного автомобиля, так как покупатель получает уже полностью "нафаршированную" всей необходимой потребительской электроникой машину. Причем, по ряду параметров (та же поддержка ГЛОНАСС), похоже, что"фарш" превосходит аналоги на автомобилях зарубежного производства.
Заинтересованность производителей мультимедийной платформы понятна - очень большой рынок сбыта продукции. Все-таки ВАЗ остается номером 1 в производстве автомобилей в России.
Проект активно "лоббируется" правительством, в частности Советом Федерации и администрациями президента и премьер-министра. Их интерес также прост. Подобная "принудительная" инсталляция ГЛОНАССа мгновенно создаст потребительский рынок для отечественной навигационной системы - задача, которую до сих пор не удается решить никакими другими методами государственного стимулирования. К тому же, сейчас другого пути активизировать потребительский рынок ГЛОНАСС просто нет - ТТХ существующих приемников не позволяют массово устанавливать ГЛОНАСС в современные навигационные потребительские гаджеты (будь то автонавигатор или коммуникатор) - только встроенные автомобильные системы могут обеспечить "массовое развертывание" ГЛОНАСС уже сейчас.
В рамках проекта активно "педалируется" на уровне правительства введение ряда заградительных мер (таможенные пошлины) на устройства с поддержкой GPS (в том числе автонавигаторы), дабы опять-таки подстегнуть российский потребительский рынок навигации. С похожей инициативой выступил неделю назад глава Роскосмоса А.Перминов. Так что, видимо, затея по введению подобных мер обсуждается всерьез на самом высоком уровне, а теперь еще и имеет под собой жесткую практическую основу в виде альтернатив «западным» навигационным системам.
Также есть информация, что ведутся переговоры по привлечению в проект структур АФК "Система". Планируется установка в платформы модуля скоростного мобильного Интернета, что даст возможность развертывания большого количества дополнительных сервисных услуг: дистанционное определение местоположения автомобиля, спутниковая охранная система, отображение прямо на экране мультимедийной системы информации о "пробках" в режиме реального времени, другие location based сервисы. АФК Система (оператор МТС) сможет увеличить свою абонентскую базу как минимум на несколько сот тысяч подключений в год. Причем подключений, активно генерирующих мобильный Интернет-трафик.
Основная ценность сотрудничества как раз и заключается в том, что в России появится база для создания полноценного коммерческого рынка навигационных услуг и сервисов, который не мог появиться иначе просто по причине отсутствия хоть какого-то значимого числа конечных потребителей, имеющих в использовании устройства с поддержкой ГЛОНАСС. А без полноценного коммерческого рынка, и это признают многие эксперты и участники рынка, перспективы ГЛОНАСС еще долго будут весьма призрачны.