Байкал становится Меккой антикризисного отдыха россиян
Финансовый кризис заставил россиян обратить взор на отечественные туристические ресурсы. По прогнозам министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко, потребление туристических услуг в России в 2009 году сократится на 15-20%, хотя внутренний туризм по сравнению с прошлым годом увеличится в разы. Реалии туристического сезона на Байкале опровергают прогнозы министра. В самом начале туристического сезона на Байкале уже забронировано около половины комфортабельных баз: столько же, сколько в «тучном» 2008 году. Турист «кризисного» года чрезвычайно активен, экономен, но не желает терять в комфорте. Туроператоры не снижают цены, но вынуждены соответствовать высоким требованиям «антикризисных» туристов. В конце прошлого года эксперты предрекали успех дешевым предложениям. Однако в этом году эксперты не наблюдают ни особого роста предложений «эконом класса», ни снижения цен в других сегментах рынка. «Традиционно быстро туристы выкупают места на июль – самый жаркий месяц на Байкале, – говорит директор туроператора «Байкальские приключения» Анатолий Казакевич, – но сегодня мы уже резервируем места на август». Растущий интерес к Байкалу у россиян объясняется, прежде всего, экологичным брендом – «самое глубокое и чистое озеро планеты». Сегодня на продвижение этого бренда работает громкое освещение в СМИ любой деятельности на Байкале: результаты научно-исследовательской экспедиции «Миры на Байкале», реализация федеральных проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа и т.д. «Потенциал Байкала далеко ещё не раскрыт», - говорит Анатолий Казакевич, - раскрутка в медиа нивелирует общий спад индустрии». По наблюдениям сотрудников компании «Байкальские приключения», байкальский турист 2009 года необычайно активен: он покупает больше экскурсий, не сидит на месте и за одно посещение стремится посмотреть как можно больше. «Удивительно, - комментирует Анатолий Казакевич, - но наибольшим спросом среди наших туров пользуется самый дорогой - «Магия Байкала», который предполагает посещение всего озера за 10 дней». Таким образом, спад турпотока компенсируется и ростом потребляемых туристических продуктов. Активность «антикризисного» туриста ставит перед индустрией новые вызовы. Во-первых, растет поток искушённых путешественников, которые уже побывали на курортах Турции и Египта, в Европе или Юго-Восточной Азии и разбираются в качестве сервиса и предоставленных услуг. Поэтому туроператоры, предлагающие отдых в комфортных условиях, в этом году не останутся в убытке. С другой стороны, приезжающие знают толк в развлечениях, поэтому выиграет в этом году тот, кто предложит максимально интересную и насыщенную программу. На Байкале для этого очень много возможностей: начиная с пляжного отдыха и несложных походов и заканчивая экспедициями на скутерах, багги, велосипедах и т.д.. Туроператор «Байкальские приключения» создан в 2007 году, специализируется на комплексных турах на Байкале. Штаб-квартира компании находится в Иркутске, офисы – в Москве и Улан-Удэ.