Сегодня на базе профессионального лицея №60 новосибирским журналистам были продемонстрированы современные технологии подготовки рабочих кадров
Сегодня на базе профессионального лицея №60 новосибирским журналистам были продемонстрированы современные технологии подготовки рабочих кадров. Пресс-тур проходил в рамках подготовки к международному молодежному инновационному форуму Interra. На учебных производственных площадках образовательного учреждения для наглядности журналистам были продемонстрированы технологии и оборудование, как полувековой давности (для сравнения), так и современные; учебные планы и программы, на формирование которых сегодня оказывает решающее влияние работодатель, а не чиновники; современные, рыночные формы организации образования – подушевое финансирование, оказание услуг населению и др. Изменения в системе подготовки кадров происходят в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». С 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» включено направление «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». Задача данного направления - преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики. Инновационные изменения происходят по нескольким позициям: 1. Техническое и технологическое перевооружение материальной базы Так, например, в ПУ №1 закуплено 5 современных станков (фрезерные, токарные), производства крупнейших мировых фирм – Sinumerik, Heidenhain, Fanuk, которые работают на авиазоводах в Европе и США. Установлены тренажеры-имитаторы сложного технологического оборудования многофункциональное устройство USB/ накладные эмуляторы (аналоговая клавишная панель Heidenhain Hlus iT и Sinumerik 840D по 12 рабочих мест). Приобретенные программы позволят более полно и на современном уровне показать возможности современных станков с ЧПУ. Познакомить учащихся с 3D моделированием, а встроенные средства имитации обработки позволят наглядно показать последовательность, способы и приемы обработки на 3-х и 5-осевых станках. Техническое переоснащение позволило осуществлять подготовку по таким специальностям, по которым ранее подготовка не велась вообще. Модернизация учебного технологического оборудования ведется во всех образовательных учреждениях. Результатом реализации инновационных программ учреждений профессионального образования в рамках ПНПО будет создание 5 ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации высококвалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных предприятий Новосибирской области. 2. Участие работодателей в подготовке кадров Все учебные планы, учебно-программная документация, в которой прописано содержание подготовки, согласовываются и рецензируются работодателем. Во время прохождения производственной практики на базовом предприятии за каждым студентом закрепляется руководитель от производства. Ведущие специалисты базового предприятия являются руководителями дипломного проектирования. В рамках областной программы модернизации начального и среднего профессионального образования удалось привлечь работодателей и к техническому переоснащению материальной базы образовательных учреждений. Так, например, Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева получил от партнёров - работодателей финансовую поддержку: на 7,5 млн. рублей приобретено оборудования нового поколения за счет средств ЗАО Институт хроматографии «ЭкоНова»; на 6 млн. рублей оснащены учебные лаборатории аналитическим оборудованием социальным партнёром ЗАО «МЕТА». Такое взаимодействие, в частности, было установлено и отработано между профессиональным лицеем №60 и ООО «Сибпромвентиляция-с». Как сообщил представитель этого предприятия Владимир Гусаков, за учащимися, которые проходят практику на этом предприятии, закреплены наставники. Учащиеся лицея, проходящие практику на предприятии, получают заработную плату не менее 15 тысяч рублей. Долевое участие всех заинтересованных сторон привело к повышению эффективности интеграции «государство - наука - бизнес – образование»: модернизация учебно-лабораторного оборудования, создание ресурсных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, ориентированных на высокотехнологичные производства. 3. Изменение правовой формы образовательных учреждений, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и стимулирования внедрения инновационных технологий По словам заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Щукина, в ходе реализации нацпроекта с 2008 года учреждения системы профессионального образования переведены на новую систему оплаты труда, направленную на поощрение учреждений и руководителей, которые достигли лучших результатов. В числе основных критериев оценки работы – набор учащихся, качество подготовки, трудоустройство обучающихся. Вторым условием, которое должно изменить экономические отношения в системе профобразования, он назвал перевод учреждений этого профиля с 1 сентября текущего года на нормативное финансирование. «Действует постановление администрации Новосибирской области, в соответствии с которым устанавливается норматив на реализацию программ среднего и начального профобразования. От него будет зависеть фонд заработной платы, обеспечение реализации образовательных программ», - отметил Щукин. Третьим условием для внедрения инноваций он назвал перевод образовательных учреждений в статус автономных. В настоящее время подписано 10 постановлений по 10 образовательным учреждениям начального и среднего профобразования по переводу их в статус автономных. «Бюджетное учреждение может рассчитывать только на бюджетное финансирование. Перевод дает образовательному учреждению больше возможностей для проявления инициативы, предпринимательства и получения дополнительных средств», - пояснил представитель департамента. Эти меры уже в кратчайшие сроки позволят не только значительно снизить напряженность на рынке труда (ликвидировать нехватку специалистов), но и ликвидировать противоречие между квалификацией выпускников и требованиями рынка.