Тема: Статьи, Город, В России, Бизнес, Культура |
Компания Henkel, выдвигая идею популяризации неоспоримого бренда надежности клея «Момент» в России |
|
Вот уже 30 лет клей «Момент» доказывает, что является не только клеем № 1 в России, но и действительно любимым в народе брендом, зарекомендовав себя среди потребителей, как надежный и проверенный продукт. Клей, оказывается, играет огромную роль в истории мирового искусства. Говоря об истории мирового изобразительного искусства, многие из нас представляют себе живописные полотна великих мастеров, росписи на стенах храмов, древние фрески, египетские папирусы и даже наскальную живопись первобытных художников. Но мало кто представляет себе, причем тут клей. А ведь если бы не он, никто из нас не смог бы увидеть те памятники изобразительного искусства, что дошли до наших дней именно благодаря клею. Почему? Давайте разберемся. Все художники, начиная с первобытных и заканчивая современными, в большинстве своем используют для создания своих шедевров краски. А что такое краска? Краской является соединение пигмента (порошка красящего вещества) со связующим веществом (клеем). Также в некоторые краски добавляются различные наполнители (для достижения непрозрачности) и растворители (для достижения необходимой консистенции), но основными необходимыми компонентами являются только пигмент и связующее. И именно от состава и качества связующего клея и зависит прочность и долговечность покрытия краской, недостаток связующего приводит к тому, что краска становится матовой и непрочной. Таким образом, клей, связывающий между собой пигмент краски и основу, является также и связующим звеном между древними художниками и современными зрителями. Ведь картины, написанные красками с некачественным связующим клеем, или вообще без оного, не дожили бы до наших дней. Известен пример великого мастера Леонардо да Винчи (1452-1519), который, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера... А сколько еще картин могло бы предстать перед взорами современных ценителей, если бы их авторы когда-то внимательно отнеслись к выбору правильного связующего клея для красок? Вопрос лишь в том, как его выбрать. Для этого обратимся к истории. Первобытные художники замешивали свои глиняные охристые и угольные краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски. Некоторые наскальные рисунки держатся на стенах пещер уже более 15 тысяч лет, долговечности этих красок можно только позавидовать. В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. До усовершенствования масляных красок средневековая яичная темпера была одним из самых популярных видов живописи в Европе. Также есть сведения, что краски на яичном клее применялись еще в Древнем Египте. Яйцо было одним из самых простых, очевидных и доступных клеев, но избыток введённого в краски желтка или яичного порошка вызывает растрескивание слоя, кроме того, желток или яичный порошок скоро портятся, особенно в южном климате. Для избежания этого в Италии к желтку примешивали сок фигового дерева, который разжижал желток и консервировал его благодаря своим кислым свойствам. В Германии для этих целей использовали пиво, а русские иконописцы готовили темперу на кислом хлебном квасе. Так же известно, что они использовали мучной клей для проклеивания торцов и обратной стороны иконы, а для подготовки доски под грунт ('левкас') мастера пользовались животным клеем, желатиновым или рыбьим. Левкас приготавливали из хорошо просеянного мела в смеси с рыбьим клеем, состав грунта варьировался в зависимости от слоя. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и эластичностью. Однако многие старые мастера предпочитали пользоваться мездровым клеем, обладающим белизной и крепостью. Также использовалась краска на основе мёда или, позже, леденцового сахара, близкая к современной акварели. Но наибольшее распространение в мире получили краски на основе масляного связующего. Основой для масляных красок были растительные масла: чаще всего льняное, но также использовались ореховое, маковое, конопляное и подсолнечное. В XVIII веке для приготовления масляных красок пользовались как сгущенными (полимеризованными) красками, так и олифами, о чем свидетельствуют публикации конца века. Также есть сведения о красках со сложной рецептурой связующего, «засекреченного» фирмой. Фирмы рекомендовали их вместо обычных масляных красок. К рекомендуемым можно отнести краски с добавлением воска, а иногда и с его количественным преимуществом над маслами. Масляно-керосиновое связующее предложил художник-пейзажист Людвиг. Замена части масла керосином делалась с целью замедления высыхания красок, чтобы обеспечить возможность вести процесс живописи в манере а-ля прима. По рецепту Людвига фирма «Шенфельд» изготавливала краски на связующем из янтарного масляного лака, скипидара и керосина. Испарение керосина из красочного слоя препятствует образованию пленки на поверхности слоя живописи, вследствие чего поверхность получается матовой. Масляно-восковое связующее красок предложил французский художник Монтабер. Выпущено было таких красок довольно много. Иногда, как сообщается в литературе, вместо воска вводили парафин. По мнению отечественных специалистов, от прибавления воска снижается сцепляемость между слоями живописи. Клей является основой и большинства современных красок: гуашь — краска с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др), акварель(сейчас изготавливается с использованием гумми-арабика, вишневого клея, леденцового сахара, желатина, рыбьего клея, светлого столярного клея и других связующих), современная темпера (краска на основе водного раствора растительного или животного клея с маслом); краски же с малым количеством связующего (пастель, уголь, сепия, соус) закрепляют клеем фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи пульверизатора). Если бы не такое разнообразие клеев, использующихся в течении всей истории мирового изобразительного искусства для изготовления красок, грунтов, лаковых покрытий, то все великие шедевры дошли бы до наших дней в виде осыпавшихся порошковых красок, превратившихся в пыль за долгое время. Но сейчас, к счастью, клей используется не только в живописи, но и в других жанрах современного искусства: скульптура, инсталляции, разнообразные коллажи...
Немного фактов * Итальянский профессор Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi) убеждён, что к многочисленным изобретениям Леонардо да Винчи необходимо добавить пластмассу. Учёный утверждает, что нашёл рецепты флорентийского гения для создания искусственных материалов. Веццози изучил рукописи да Винчи в библиотеках Великобритании, Италии и Франции. В результате он отыскал описание подобных современным пластмассам смесей на нескольких страницах, а также рисунки. По словам профессора, да Винчи использовал животные и растительные клеи, иногда добавляя органические волокна, листья капусты, салата и бумаги. Кроме того, да Винчи синтезировал химикат, очень похожий на ацетон. Чтобы медленно и тщательно работать над фреской, Леонардо использовал новую технику. Так как обычная техника требовала быстрой работы, Леонардо экспериментировал с темперой на основе казеина и яичного белка, нанося краску на загрунтованную клеем и гипсом стену трапезной. * Сальвадор Дали писал в дневнике: «Я нашел духи! Я включил паяльник, которым пользовался для гравюр, и сварил в воде рыбий клей. Сбегал на зады дома, где, я знал, стоят мешки козлиного помета, аромат которого до сих пор нравился мне лишь наполовину, взял горсть помета и бросил в. в кипящую воду. Потом размешал пинцетом. Теперь сперва шибануло рыбой, затем козой. Но немного терпения – микстура достигнет совершенства, когда я добавлю несколько капель лавандового масла. О чудо! Вот это точь-в-точь запах козла. Охладив его, я получил массу, которой намазал тело. Теперь я готов». * Виртуозно владея всеми тонкостями акварельной техники, Карл Брюллов в конце 1820-х годов начал чрезмерно увлекаться кропотливой разработкой деталей. Ярко зазвучал цвет, уплотнились тона, создавая впечатление непроницаемой поверхности листа. Несмотря на мастерство исполнения, акварели Брюллова этой поры стали терять прозрачность и чистоту, пленяющую в технике водяными красками. Усиление темных мест при помощи лака и клея, использование бронзового порошка для обозначения медных или золотых деталей костюма и обстановки вносили чуждый бытовым сценам элемент декоративности. этими чертами особенно отличались шутливые сцены «Сон бабушки и внучки» и «Сон монашенки». * В практике живописи художники обычно пользуются тонированными грунтами. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс - красно-коричневый и умбристый; Левицкий - нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.
Источник: Анна Мирошина
специалист PR-службы
НП "Форум Арт Город"
|
|
|
|
|