Потребитель платит: 1/4 стоимости килограмма муки – это тариф за ее железнодорожную транспортировку
Сегодня все чаще можно слышать реплики в адрес зернопереработчиков о завышении цен на муку и продукцию зернопереработки в целом. При этом, по словам зерноперерабатывающих компаний, рентабельность бизнеса в зависимости от сезона варьируется от 3% до 5%, что, очевидно, значительно меньше, чем рентабельность бизнеса посредников.
Из чего же все-таки складывается цена на муку? Порядка 70-75% в себестоимости муки составляет зерно. Эта цифра может колебаться, и в зависимости от сезона увеличиваться до 80%. Плюс затраты на топливно-энергетические ресурсы. Однако выработанную муку нужно еще и довезти до покупателя, а сегодня это «дорогое удовольствие».
Так, например, тариф на железнодорожную перевозку одного килограмма муки до Приморского края составляет 2 рубля. В результате при отгрузке муки с мелькомбината по цене 8,50 рублей к ним прибавляется еще 2 рубля за ж/д транспортировку. И это при условии, что вместимость вагонов составляет в среднем 67 000 кг муки.
«Элементарные арифметические подсчеты показывают, что стоимость железнодорожной перевозки составляет большую долю в конечной цене на муку – это почти одна четвертая. И по таким ценам вынуждены приобретать муку все регионы восточной части страны. А в условиях удаленности Алтайского края от европейской части России тарифы делают нашу высококачественную муку неконкурентоспособной по ценам с местными производителями», – рассказывает генеральный директор ОАО «ПАВА» Андрей Ананьин.
Существенно влияют на повышение стоимости продукции зернопереработки и затраты на подачу, прием и промывку вагонов. Получателям муки это обходится в сумму от 15 до 30 копеек на каждый килограмм продукции – примерно 2,5% от стоимости муки.
«На мой взгляд, проблема завышенных тарифов на перевозку продукции зернопереработки, это не просто вопрос успешности или неуспешности конкретной отрасли бизнеса, здесь речь идет о возможности пополнения регионального бюджета, предоставлении рабочих мест. Скорее всего, к этой проблеме нужно подходить как к социальной политике», – заключает генеральный директор алтайской компании.
По его мнению, снижение железнодорожных тарифов позволит найти алтайским зернопереработчикам новые рынки сбыта, а значит полностью задействовать мощности мельниц, расширить штат сотрудников и увеличить налоговые выплаты в бюджет.