Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) 9 октября 2009г. признало администрацию муниципального образования города Бердска нарушившей статьи 15, 16, 20 закона о защите конкуренции и ОАО «Бердское ПАТП» нарушившим статью 16 закона о защите конкуренции.
В соответствии с законом о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено наделять хозяйствующие субъекты функциями и правами органа местного самоуправления, в том числе по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения. Администрация муниципального образования города Бердска, заключив договор с ОАО «Бердское ПАТП» наделила последнего функциями и правами рассматривать материалы заявлений и жалоб по транспортному обслуживанию населения на маршрутах пассажирского автомобильного транспорта общего пользования, а также принимать меры по устранению недостатков. В ходе рассмотрения дела данное нарушение администрацией было устранено путем внесения соответствующих изменений в договор. В соответствии с законом о защите конкуренции органы местного самоуправления имеют право по согласованию с антимонопольным органам предоставлять хозяйствующими субъектам определенные преференции (помощь) из муниципального бюджета, но при этом они должны строго руководствоваться действующим законодательством, в частности Бюджетным кодексом РФ, статьей 20 закона о защите конкуренции и другими нормативными актами. При этом статьей 16 закона о защите конкуренции им запрещено заключать соглашения с хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Тем не менее, в нарушение норм закона о защите конкуренции между администрацией муниципального образования города Бердска и ОАО «Бердское ПАТП» в январе 2008г. без согласования с антимонопольным органам был заключен договор (соглашение), в соответствии с которым администрация брала на себя обязательства обеспечить ОАО «Бердское ПАТП» возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных пассажиров и возмещение выпадающих доходов от выполнения перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, направив на это деньги местного бюджета. Стоит отметить, что затраты на перевозку льготных пассажиров возмещаются ОАО «Бердское ПАТП» из федерального бюджета и из бюджета Новосибирской области. При этом тариф на перевозку пассажиров ОАО «Бердское ПАТП» устанавливает самостоятельно. На заседании комиссии Новосибирского УФАС России представитель администрации г. Бердска пытался обосновать поддержку ОАО «Бердское ПАТП» со стороны администрации тем, что данная организация выполняет социальную функцию – перевозит пассажиров г. Бердска, но при этом является убыточной, а также тем, что другие перевозчики, работающие на маршрутах города не обращались в администрацию ни за какими преференциями, не перевозят льготников, а, кроме того, являются коммерческими организациями. Перевозки пассажиров по маршрутам города Бердска осуществляется значительным количеством перевозчиком. Все они являются коммерческими организациями (ОАО «Бердское ПАТП» не исключение), основная цель которых получать от своей деятельности прибыль. При этом любой хозяйствующих субъект имеет право рассчитывать на преференции со стороны органов власти, только если его деятельность совпадает с целями, перечисленными в статье 19 закона о защите конкуренции. При этом должен быть соблюден порядок предоставления государственных и муниципальных преференций, установленный статьей 20 закона о защите конкуренции. Комиссия Новосибирского УФАС по результатам рассмотрения дела пришла к выводу о том, что администрация муниципального образования города Бердска предоставила ОАО «Бердское ПАТП» преимущества по сравнению с другими участниками рынка пассажирских перевозок, создав более выгодные условия деятельности (в виде незаконных преференций). Данное нарушение зафиксировано соглашением (договором), заключенным между администрацией и ОАО «Бердское ПАТП». В связи с этим было принято решение о выдаче администрации г. Бердска и ОАО «Бердское ПАТП» предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и взыскании в федеральный бюджет с ОАО «Бердское ПАТП» дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.