Тема: Город, Высокие технологии, ЖКХ |
Уникальная информационная система сделала «коммуналку» прозрачной |
|
Год назад в столице Сибири было создано некоммерческое партнерство власти, потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов.
Новосибирск по праву называют стартовой площадкой коммунальных инноваций. Именно в нашем городе, не дожидаясь общероссийской реформы ЖКХ, начали создавать ТОСы, у нас были сделаны первые шаги по подготовке горожан к эффективному управлению собственной недвижимостью. И именно в Новосибирске 8 лет назад была создана структура, аналогов которой нет ни в одном регионе России – МУП «Расчетно-кассовый центр г.Новосибирска», которое год назад передало ряд своих полномочий Некоммерческому партнерству «Объединенная расчетная система». Расчетно-кассовые центры, конечно, в стране есть. Но уникальность Новосибирского проекта – в особенностях организации взаимодействия участников, в масштабах этого взаимодействия, в количестве и степени систематизации решаемых вопросов. Потребителю, который со сферой ЖКХ сталкивается раз в месяц, оплачивая счета за коммунальные услуги, предприятия эти знакомы по удобным и многочисленным терминалам «Квартоплат». Но более о партнерстве, которое имеет богатую историю, мало кто знает.
Как все начиналось.
Все помнят книжки, в которых приходилось считать сумму квартплаты каждый месяц, заполнять бланки и после нести их в Сбербанк или на почту, где и принимали оплату за коммунальные услуги. Рядовые жильцы проводили в очередях уйму времени; жилищникам приходилось «выбивать» платежи с населения; поставщикам услуг деньги потребителей порой просто не доходили, потерявшись в одном из звеньев финансовой цепочки. Конец этой бумажно-финансовой вакханалии положили в 2001 году, когда Постановлением мэра города было создано муниципальное унитарное предприятие ««Расчетно-кассовый центр г.Новосибирска». Перед вновь созданной структурой поставили задачу: разработать и внедрить в повседневную жизнь систему начисления и расчетов за жилищно-коммунальные услуги. В основу расчетов легла уже созданная к тому времени платежная система «Город», однако и она оказалась не универсальной, став лишь отправной точкой в разработке уникальной информационной системы обмена данными, которая должна была охватить весь город. В январе 2002 года РКЦ начал работать с двумя районами Новосибирска, а к концу 2004-го обслуживал уже всю столицу Сибири. Именно тогда появилась стройная и успешно функционирующая система, которая охватила весь муниципальный жилищный фонд города. Однако информация продолжала накапливаться, и вскоре в единую систему «затянуло» ведомственный жилищный фонд СО РАН, ТСЖ, ЖСК… Концу 2008-го система уже обслуживала 30 управляющих компаний, более 170 ТСЖ и ЖСК ( в настоящее время – 270 ТСЖ и ЖСК), 450 лицевых счетов – то есть чуть больше 1,1 млн. горожан. Соответственно, множилось число касс, где без лишней волокиты можно получить информацию и заплатить за коммуналку: в управляющих компаниях, на почте, в кассах и терминалах «Сибирьтелекома», в банках. Кроме жилищно-коммунальных услуг можно оплатить интернет, связь, детский сад, охрану помещений и т.д. (более 10 услуг). Последней новинкой, сделавшей расчет за ЖКУ и другие услуги минутным делом, стали терминалы самообслуживания «Квартоплат», появившиеся во всех районах города.
Город под «зонтом» информационной системы
В чем уникальность этой системы?
Секрет кроется в том, что все считают нормой и вовсе не замечают. Нигде в России человек не может быстро и в нужный момент, здесь и сейчас, получить распечатку собственных расчетов за жилищно-коммунальные услуги, детально изучить, сколько и за что он платит. Нигде, кроме Новосибирска. Соответственно, и поставщики коммунальных благ выигрывают от такой прозрачности расчетов: всегда можно проверить наличие задолженности не просто дома – конкретной квартиры!
И, как итог огромной работы по систематизации всех данных, год назад появилось Некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», учредителями которой, в отличие от РКЦ, стали не только мэрия Новосибирска, но и 10 крупнейших управляющих компаний города, а также такие поставщики коммунальных ресурсов, как «Сибирьэнерго» и «Горводоканал». Именно этой структуре, которая по сути и статусу своим не имеет цели зарабатывать на собственной деятельности, и передали функции по обслуживанию и дальнейшему развитию уникальной информационной системы. Это логичный шаг к дальнейшей разработке и внедрению новых технологий управления в общее информационное пространство огромной и всеобъемлющей жилищно-коммунальной сферы. Создание партнерства, в котором собраны независимые игроки рынка ЖКУ и органы местного самоуправления, позволяет обсуждать актуальные вопросы и принимать решения в минимально короткие сроки, обеспечивает действенный контроль их выполнения. Членство в Партнерстве является своеобразным индикатором, признаком высокой степени ответственности его участников перед жителями города и друг перед другом за дело, которым занимаются.
И даже не делегации из других регионов России, которые приезжают в Новосибирск перенимать опыт- главное доказательство эффективности созданной системы. В конечном итоге основной показатель – это доверие жителей нашего города. О чем красноречиво говорит, например, выросшее количество ТСЖ, которые доверили расчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги РКЦ и его преемнице – «Объединенной расчетной системе». Недоверие ко всему новому и желание сиюминутной экономии побеждены прозрачностью расчетов, оперативностью решения задач, эффективным совершенствование, которые гарантирует созданная система.
Источник: пресс-секретарь Некоммерческого партнерства "Объединенная расчетная система |
|
|
|
|