Проблемы господдержки инвестиционных проектов в НСО
За 2007-2008 годы и 6 месяцев 2009 года в рамках областной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2007-2011 годы» из областного бюджета было выделено 402,8 млн. рублей. Еще 611,2 млн. рублей на реализацию инвестиционных проектов составила сумма господдержки, выделенная в виде налоговых льгот. Как отмечено в отчете Контрольно-счетной палаты, «нарушений порядка расчета субсидий и предоставления средств областного бюджета не установлено». Ощутим и получаемый результат. На каждый рубль господдержки, предоставленной инвесторам в 2007 году, в бюджеты всех уровней поступило 5,14 рубля, а в консолидированный бюджет области -- 3,12 руб. В 2008 году этот показатель составил 4,4рубля и 3,5 рубля соответственно. Однако внимание депутатов комитета облсовета по транспортной, промышленной и информационной политике, прежде всего, было сосредоточено на недостатках в реализации программы. «По пяти инвестиционным проектам, реализуемым более трех лет, получен отрицательный экономический эффект. Потери в размере 72 млн. рублей. Получается, что компании, не выполнившие в 2008 году условия соглашения, в 2009 году вновь получили господдержку, -- анализировал минусы председатель комитета Сергей Титков. – Есть факты, когда предприятия получают господдержку в виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам по одним и тем же инвестиционным проектам одновременно из областного бюджета и бюджета Новосибирска. Причем размер компенсации может быть даже больше 100 процентов. Еще одна достаточно частая ситуация: компания получает господдержку на инвестиционный проект, а фактически идет модернизация в рамках действующего производства». Комитет рекомендовал департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области усилить контроль за реализацией соглашений, чтобы исключить повторное финансирование неэффективных проектов, а также получение господдержки по одному кредитному договору из нескольких источников и другие возможные недостатки. По мнению депутатов, в программу следует добавить критерии для оценки результативности программы. По крайней мере, одной из проблем в 2010 году удастся избежать. Депутаты поддержали коррективы в областной Закон «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений на территории Новосибирской области». Проект закона обязывает инвестора, получившего господдержку, вернуть в областной бюджет «излишек»: объем господдержки не может превышать суммарного прироста уплаченных в консолидированный бюджет области всех налоговых платежей за пять лет реализации инвестиционного проекта.