Каковы основные отличия между режимами лицензирования и уведомления?
По заявлениям в прессе, Минздравсоцразвития выступает с предложением о переходе от лицензирования к уведомительному порядку осуществления фармацевтической и медицинской деятельности, а также деятельности по производству медицинской техники и ее техническому обслуживанию. Уведомительный режим рассматривается как вариант по упрощению процедуры выдачи разрешительных документов на соответствие продукции требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования путем введения декларирования.
Можно ли считать, что такая мера рационально ограничивает влияние государства на конкурентную сферу медицинских услуг, давая «зеленый свет» цивилизованному развитию рынка без надзорно-контрольных и коррумпированных барьеров? Или данное мероприятие позволит только снять ответственность и лишить отрасль государственных гарантий? Готовы ли к этому участники рынка и потребители медицинских услуг? И чем, в итоге, режим уведомительной деятельности будет отличаться от лицензирования?
На сегодняшний день медицина является привлекательным рынком с высокой конкуренцией. Число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, неизменно возрастает с каждым годом: здоровье все больше осознается как приоритетная ценность, а рост благосостояния основной массы населения позволяет людям выбирать: пойти в государственную, или же в частную клинику.
Увеличению спроса способствует также рост самостоятельности и финансово-хозяйственной грамотности руководителей частных учреждений; конкуренция делает необходимым условие повышения качества медицинских услуг.
Наряду с положительными изменениями в сфере платных медицинских услуг, роль государственных медучреждений остается, по-прежнему, значительной: развитие и поддержание научного потенциала, строительство и оснащение крупных медицинских центров, внедрение передовых технологий – в подавляющем большинстве получают бюджетное инвестирование.
Как грядущие изменения, а именно – переход к уведомительному порядку в сфере здравоохранения, отразятся на отрасли в целом? Готова ли российская система здравоохранения к такому шагу? После принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, определяющих правовой статус профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, можно ли говорить о реальном всестороннем развитии механизма саморегулирования медицинской деятельности?