Частая смена кадров на высших руководящих позициях в России и Китае с точки зрения корпоративного управления и стратегического менеджмента
Первые лица компаний играют чрезвычайно важную роль в развитии стратегий фирмы, особенно при работе в динамичной, неопределенной и сложной конкурентной среде. Новое исследование, проведенное Институтом исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО (SIEMS), анализирует связь между результатами деятельности компании и сменой генерального директора в компаниях, которое широко применяется в качестве индикатора для оценки эффективности корпоративного управления в западных странах с развитой рыночной экономикой. В странах с развивающейся рыночной экономикой, таких как Китай и Россия, такой индикатор не всегда эффективен. Смена генеральных директоров в Китае и России имеет несколько отличительных особенностей.
Данное исследование проводит параллели с существующей структурой управления в компаниях, представленных в странах с развитыми экономиками – в США и Западной Европе. В исследовании проведен сравнительный анализ основных проблем, которые сегодня представляют особый интерес.
Для анализа структуры управления, SIEMS изучил данные более 100 публичных компаний в России и в Китае. Компании в обязательном порядке должны были быть представлены на основных фондовых биржах этих стран – Шэньчжэньской фондовой бирже (SZSE), Шанхайской фондовой бирже (SHSE) в Китае и на Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Фондовой бирже РТС в России.
Как показывает анализ, ситуация в Китае, связанная с увольнением генеральных директоров, гораздо сложнее, чем в западных компаниях. На западе большинство генеральных директоров слагают полномочия в связи с выходом на пенсию. Что касается небольшого числа руководителей, которые уходят в отставку до достижения пенсионного возраста, то в зависимости от дальнейшего развития событий, их можно легко разделить на 2 группы: на тех, кто ушел добровольно, и на тех, кого сменили принудительно. Если эти генеральные директора не переходят в другую организацию на руководящую должность аналогичного или более высокого статуса, то обычно считается, что их уволили, и поэтому их включают в группу тех, кого сменили принудительно.
Проведенный анализ дает основания полагать, что в России очень активный рынок независимых управленческих кадров, где компании могут найти себе управленцев. В то же время это наводит на мысль, что многие российские компании не способны выявлять и продвигать высших управленцев из числа собственных сотрудников, возможно, из-за отсутствия отлаженной корпоративной системы развития руководящего состава.
Большинство случаев смены генерального директора в выборке произошли в период финансового кризиса. Для того чтобы справиться с неблагоприятными последствиями финансового кризиса, многие компании решили изменить или скорректировать свою стратегию. Если в компании считали, что действующий генеральный директор не способен провести планируемые изменения или внедрить новую стратегию, то его заменяли. Исследование западных компаний показывает, что хотя смена генерального директора часто вызвана изменением обстановки или плохими результатами деятельности компании, она не всегда приводит к разработке более успешной стратегии или улучшению результатов. В действительности, во многих случаях дестабилизация высшего уровня управления может только ухудшить состояние дел в компании и привести к новому раунду смены руководства. Еще слишком рано говорить о том, действительно ли смена руководящих кадров помогла российским компаниям лучше справиться с неблагоприятными последствиями финансового кризиса.
Подводя итоги исследования текучести руководящих кадров, можно сделать следующие выводы:
* Должность генерального директора зарегистрированной на бирже компании — это не последняя ступень карьерной лестницы, так как большинство генеральных директоров оставляют свой пост в молодом возрасте, до 50 лет. * Компании довольно часто меняют генеральных директоров, о чем свидетельствует тот факт, что средний срок пребывания в должности составляет лишь 3,5 года, а более двух третей директоров занимали свою должность менее пяти лет. * Существует связь, хотя и слабая, между плохими результатами деятельности компании и сменой генерального директора. * Результаты деятельности компании — это не единственный фактор, определяющий, ждет ли генерального директора повышение, горизонтальное продвижение, понижение или полное прекращение работы после ухода с занимаемой должности. * Именно владелец контрольного пакета акций принимает решения о назначении и замене генерального директора. * В некоторых компаниях занимать должность генерального директора означает лишь участвовать в процессе ротации должностей между несколькими избранными руководителями высшего звена.
Московская школа управления СКОЛКОВО — совместный проект представителей российского и международного бизнеса, объединивших усилия для создания с нуля бизнес-школы нового поколения. Делая упор на практические знания, Московская школа управления призвана воспитывать лидеров, рассчитывающих применять свои профессиональные знания в условиях быстрорастущих рынков. СКОЛКОВО отличают: лидерство и предпринимательство, фокус на быстроразвивающиеся рынки, инновационный подход к методам обучения.
Проект Московской школы управления СКОЛКОВО реализуется по принципу частно-государственного партнерства в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Проект финансируется исключительно на средства частных инвесторов и не использует средства государственного бюджета. Председателем Международного Попечительского совета СКОЛКОВО является Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
С 2006 года СКОЛКОВО проводит краткосрочные образовательные программы Executive Education для руководителей высшего и среднего звена – программы в открытом формате, а также специализированные, разработанные по запросу компаний интегрированные модули. В январе 2009 года началась первая программа Executive MBA, в сентябре 2009 года - первая международная программа Full-time MBA, в январе 2010 года стартовала вторая программа Еxecutive МВА. Сейчас идёт набор студентов на программы MBA и Executive MBA, которые начнутся в сентябре 2010 года.