Энергосбережение в бюджетной сфере: от теории к практике
Рабочая группа по вопросу внедрения автоматизированной системы учета энергоресурсосбережения на объектах муниципальной бюджетной сферы и городского хозяйства, возглавляемая председателем комиссии по социальному развитию Андреем Андрейченко, продолжила свою работу в 2010 году. Члены рабочей группы, в которую вошли представители комиссий по социальному развитию и городскому хозяйству, специалисты структурных подразделений мэрии Новосибирска и эксперты в области энергетики вновь объединили усилия в обсуждении перспектив внедрения и путей реализации энергосберегающих программ в бюджетных учреждениях Новосибирска. Данная рабочая группа существовала и в предыдущем, IV созыве Совета депутатов. Решением комиссии по социальному развитию от 29 апреля 2010 г. она была сформирована вновь. Четкий курс на энергосбережение был взят в России еще два года назад, когда был издан Указ Президента РФ №899 «О некоторых мерах по повышению энергетической эффективности российской экономики» (от 4 июня 2008 г.). Проблема энергосбережения на объектах бюджетной сферы сегодня приобретает новую актуальность в связи с принятием ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в ноябре 2009 года.
Ответственность за поэтапное исполнение закона и соблюдение сроков его реализации возложена на все уровни власти. В частности, 17 мая 2010 г. Президент Дмитрий Медведев подписал указ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления в области повышения энергоэффективности. По словам главы государства, власти регионов и муниципальных образований «должны на деле продемонстрировать, как идет процесс энергосбережения, какие принимаются меры и какие достигаются результаты».
Андрей Андрейченко: - Несмотря на все призывы придерживаться энергосберегающей политики, продолжается бесконтрольное использование энергоресурсов. Сегодня, по оценкам экспертов, впустую расходуется как минимум 20% ресурсов от общего объема потребления. При этом значительные потери приходятся именно на бюджетные учреждения. Рабочая группа приступила к решению задач в более активном режиме. 261-ый закон предусматривает достаточно жесткие сроки по реализации предписанных мер, устанавливает конкретные цифровые показатели – ежегодную экономию энергетических ресурсов в размере 3%. Поэтому наша задача - создать документы с конкретным и эффективным содержанием: предложениями, планами, решениями.
Напомним, итогом деятельности рабочей группы в предыдущем Созыве стало создание пилотного проекта, который был реализован в августе 2009 года на 4-х объектах бюджетной сферы. В эксперимент по энергосбережению включились 2 общеообразовательных школы и 2 детских сада, где была установлена информационно-измерительная система учета энергоресурсов, действующая до настоящего времени. Учет энергетических затрат и потерь при использовании данной системы ведется круглосуточно, с фиксированием показателей в двухчасовом временном интервале. Подобная автоматизированная система уже успешно действует в Москве и начинает широко применяться в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Саранске. Опыт внедрения проекта в столице показал, что уменьшение температуры теплоносителя на 1 градус только в одном округе столицы дает экономию до 50-60 млн. рублей в день. При этом технология проекта позволяет сводить показатели по всем подключенным объектам в единый отчет, независимо от территории охвата. Советом депутатов получено итоговое заключение экспертов о том, что такая система необходима и Новосибирску. По результатам проведенных измерений и составленным на их основе прогнозам, при условии распространения системы учета на все объекты социальной сферы, можно достичь ежегодной экономии энергопотребления величиной в 8% Сейчас в Новосибирске насчитывается более 460 образовательных учреждений и более 250 учреждений здравоохранения. Для того, чтобы проект распространился на все социальные объекты, потребуется некоторое время и средства.
Андрей Андрейченко: - Начинать нужно с создания и установки систем учета на муниципальных объектах, чтобы понять, какова реальная затратная часть на коммунальные услуги в этой сфере. Сейчас, к сожалению, мы не имеем четкого представления не только об объемах потребляемой энергии, но и о количестве энергетических потерь и «неучтенном» энергопотреблении, которое зачастую используется предприятиями мелкорозничной торговли и прочими объектами, распложенными на территории муниципальных учреждений.
По убеждению членов рабочей группы, доказанная эффективность эксперимента и перспектива рациональной экономии оправдают вложения в проект. Рабочая группа поставила перед собой задачу детально изучить данный вопрос, чтобы в перспективе предусмотреть необходимые расходы еще до начала бюджетного процесса 2011 года.
АППАРАТ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА Отдел по связям с общественностью