В рамках 20-й международный выставки «Автосиб-2010» РКС «Государство и бизнес» и ITE «Сибирская ярмарка» провели круглый стол на тему «Качество дорог: кто виноват и что делать?». На мероприятии присутствовали начальник главного управления благоустройства и озеленения мэрии города Новосибирска Валерий Жарков, руководитель межрегионального отдела государственного строительного надзора Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Вячеслав Лаптев, начальник отдела организационно-налитической работы и координации деятельности Сибирского управления госавтонадзора Виктор Жиглов, заместитель начальника ГИБДД по г. Новосибирску Валерий Белкин, президент ГОО «Автобратство» Илья Батемиров. В качестве модератора выступил региональный представитель Федерации автомобилистов России Владимир Кириллов. Владимир Кириллов в самом начале разговора задал тон всей дальнейшей дискуссии, отметив, что в таком сложном вопросе, как дороги, есть много «правд» - есть мнение автомобилистов, есть мнение власти, законодателей, милиции и так далее. Позиция мэрии города Новосибирска была заявлена однозначно: строительство и ремонт дорог ведется, однако существует ряд проблем, которые мешают появлению ровного асфальтового полотна на всех улицах. «Как можно ремонтировать дороги, с которыми ничего не делали 25 лет? – задал собравшимся риторический вопрос Валерий Жарков. – Это первая проблема – недоремонт дорог во время перестройки и в 90-е годы. Невозможно поддерживать в нормальном состоянии дорогу, которая отслужила два нормативных срока. Вторая проблема города – это коммуникации под дорогами. Сегодня мы сделали капитальный ремонт улицы, а завтра под ней прорвало трубу, и ремонт необходимо делать снова». При этом в 2010 году городские власти даже при поддержке Правительства Новосибирской области смогут отремонтировать только 64% от запланированного норматива. Валерий Анатольевич также сообщил, что отрасль действует в четко сформированной нормативно-правовой базе. К примеру, нормативные сметы на ремонт дорог устанавливаются законом Новосибирской области, что опровергает мнение о раздутости смет. Правда, это не мешает выигрывать конкурс компаниям, у одной из которых цена ремонта квадратного метра дорожного полотна стоит 890 рублей, а у другой – 1200 рублей (такой случай был в начале апреля в Новосибирске), притом, что никто не может объяснить причину такой разницы цен. Впрочем, вскоре эта проблема может быть если не решена, то нивелирована. В комиссии по приемке дорог в эксплуатацию будут приглашать представителей общественных организаций и СМИ – для того, чтобы со стороны контролировать отношения дорожников и власти. «Уже достигнута устная договоренность с муниципалитетом о включении в комиссию по приемке дорог представителей общественных организаций и специализированных СМИ», - сообщил Владимир Кириллов. Еще одним знаковым событием в жизни автомобилистов и их сообществ в борьбе за качество дорог станет повышенное внимание к китайским автобусам и грузовикам. По словам Владимира Кириллова, за эти машины транспортный налог в 3 раза меньше, чем у отечественных КАМАЗов, а дорогам они наносят более существенный ущерб. «Поэтому в скором времени мы проведем ряд мероприятий, в ходе которых покажем значимость решения именно этой проблемы для обеспечения качества наших дорог. Федерация автомобилистов России будет выступать за повышение транспортного налога на китайские автобусы». После того, как дорога построена, ее нужно еще и поддерживать в нормальном состоянии. Здесь, как оказалось, в России существует большой законодательный пробел. «При строительстве дорог достаточно государственного контроля, но нужно совершенствовать нормативную базу, касающуюся эксплуатации дорог, - отметил Вячеслав Лаптев. – Современное законодательство по эксплуатации дорог не позволяет оперативно реагировать на нарушения и устранять их». В ходе встречи выяснилось, что городские власти возлагали большие надежды на гарантийный ремонт, называя его мерой ответственности дорожников за сделанную работу. Сегодня власть констатирует: подрядчики вновь отремонтировали не более 1 процента построенных ими дорог, то есть система организации гарантийного ремонта позволяет дорожникам уходить от ответственности за плохие дороги. Сотрудниками ГИБДД, в свою очередь, была прокомментирована еще одна новость последнего времени о том, что более 50 процентов ДТП в Новосибирске связаны с разбитыми дорогами. Оказывается, это статистика напрямую не ставит ДТП в зависимость от плохого дорожного полотна, просто ямы на дорогах – «сопутствующий фактор» аварий. «В случае с плохими дорогами ГИБДД только выносит предписания, на которые должны реагировать соответствующие органы, - прокомментировал ситуацию Валерий Белкин. – Но в целом мы можем констатировать, что в Новосибирске есть улицы, которым необходим ремонт, но нет улиц, которые необходимо закрывать из-за плохого качества покрытия». В итоге эксперты сошлись на том, что необходимо совершенствовать всю систему и начинать нужно, как говорится «с самого себя». А в конечном счете, качество наших дорог зависит от того, насколько правильно расставлены приоритеты (в том числе, и денежные) и насколько четко взаимодействуют друг с другом многочисленные контрольные органы и сами строители дорог.
Источник: РКС "Государство и Бизнес" Лизунова Елена