ОАО «Новосибирский инструментальный завод» дважды нарушило антимонопольное законодательство
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) совместно с Департаментом по тарифам Новосибирской области в период с 20.04.2010 по 11.05.2010 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения ОАО «Новосибирский инструментальный завод» (ОАО «НИЗ») требований антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, а также при отборе организаций для оказания финансовых услуг.
По результатам указанного контрольного мероприятия были выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10, а также пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).
ОАО «НИЗ», являясь субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, обязано регулировать (устанавливать) тариф на указанную услугу в Департаменте по тарифам Новосибирской области (ДТ НСО).
В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Действия ОАО «НИЗ», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в применении тарифа на передачу электрической энергии, который не установлен ДТ НСО, нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и являются злоупотреблением ОАО «НИЗ» своим доминирующим положением.
По результатам рассмотрения 10.06.2010 Комиссией Новосибирского УФАС России дела, возбужденного в отношении ОАО «НИЗ», принято решение о признании названного хозяйствующего субъекта нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а также о выдаче ОАО «НИЗ» предписания о том, чтобы оно не взимало плату за передачу электрической энергии, не установленную Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Также 10.06.2010 Новосибирское УФАС России рассмотрело еще одно дело, возбужденное в отношении ОАО «НИЗ» по признакам нарушения 9 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующей финансовой услуги: личное страхование, в т.ч. медицинское страхование. Нарушение выразилось в заключении ОАО «НИЗ» договора добровольного медицинского страхования, согласно которому Страховщик принимает на себя оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), оказываемой Застрахованным лицам по настоящему договору добровольного медицинского страхования, без проведения открытого конкурса или открытого аукциона. В список застрахованных по вышеуказанному договору включены штатные работники ОАО «НИЗ», которые осуществляют общее руководство и принимают непосредственное участие в осуществлении естественно-монопольной деятельности по передаче электрической энергии.
По результатам рассмотрения 10.06.2010 Комиссией Новосибирского УФАС России второго дела, возбужденного в отношении ОАО «НИЗ», принято решение о признании названного хозяйствующего субъекта нарушившим часть 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции», а также о выдаче ОАО «НИЗ» предписания о проведении конкурсного отбора финансовой (страховой) организации для оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников предприятия.