Тема: Город, Культура |
В Новосибирском крематории открылась выставка картин “Дамский траур: строгая обязанность или благодарная память” |
|
В среду, 30 июня, в Новосибирском крематории в коридоре для траурных шествий, в перерыве между траурными церемониями, в присутствии более чем 100 первых посетителей, была открыта персональная выставка картин новосибирской художницы Елены Дошукаевой, посвященная дамскому трауру эпохи 18-19 века.
“Смерть мужа подтолкнула меня обратится к теме траура. Смутно помню, как проходили похороны, но приезжая в крематорий помянуть мужа, я наблюдала траурные процессии. Хочу сказать, многие приходили как на стадион, - в кроссовках, джинсах, футболках, женщины и девушки в коротких юбках, что абсолютно недопустимо по этикету, и просто отталкивающе смотрится со стороны, - говорит художник Елена Дошукаева. – Мы потеряли то историческое траурное наследие, которое нам оставили предки золотого века”.
“Поначалу работать было сложно, тогда, почти 3 года назад, я решила посредством живописи привлечь внимание людей к этой проблеме. С тех пор написала более двух десятков картин, - призналась Елена Дошукаева. – Информации о траурном протоколе и этикете мало, но благодаря большому историческому, художественному и литературному фонду Новосибирского музея мировой погребальной культуры, удалось заполнить информационный вакуум и написать портреты “печальной красоты. “Работники музея фактически заставляли меня вписывать различные аксессуары траура - веера, сумочки, перчатки, приходилось вникать в мельчайшие подробности. Каждая деталь от брошки до платья несла в себе смысловую нагрузку и значение, поэтому столь важно и сложно было для меня написание картин”, – отметила Елена Дошукаева.
“Смерть и траур это оборотная сторона нашей жизни, которую нужно знать. Каждый из нас сталкивался со смертью близких и сталкивался с таким вопросом, а что делать в таком случае. Для того чтобы знать это, нужно знать историю траура и похоронных церемоний. Это моя дань уважения женщинам 19 века, которые соблюдали столь строгий траур, тем самым чтя память об ушедшем человеке. Порой период траура длился 20 и даже 30 лет. В старые времена было много смертей. Войны, эпидемии, болезни приходили по многу раз в каждую семью. Женщины 19 века совершали настоящий подвиг, десятилетиями выражая своими нарядами любовь, почтение и благодарную память усопшим. Я невероятно горда, что мои картины стали частичкой фонда музея погребальной культуры, тем самым внеся лепту в просвещении темы траура для здравствующего и будущего поколений”, - подчеркнула художник Елена Дошукаева.
Поскольку у музея мировой погребальной культуры пока нет постоянного здания, выставки проводятся в Новосибирском крематории, на многих других музейных площадках других стран и городов. На сегодняшний день, в одном из залов представлены модели катафалков, в коридоре для траурных шествий размещена экспозиция платьев и траурных аксессуаров 19 века.
К тому же, на этой неделе завершилась выставка посвященная годовщине со дня смерти короля поп-музыки Майкла Джексона, музей подготовил выставочную экспозицию, состоящую из личных вещей Джексона, похоронных плакатов, буклетов, памятных альбомов и одежды с символикой короля поп-музыки.
Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Траурный костюм несет в себе «скорбную печать», он определяет поведение и внутренне состояние того, кто его носит.
Траур (от немецкого der Trauer – «печаль») - сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему. В XIX- начале XX веков в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника – супруга, родителя, брата – в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черное, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на глубокий траур, который носился год; полутраур, соблюдавшийся полгода; и трехмесячный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Краткий траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например, кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была носить черное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался тканью, отсутствием драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.
Пресс-центр Музея мировых погребальных культур
|
|
|
|
|