Российский рынок организации деловых поездок: около 70 процентов российских компаний по-прежнему не готовы отдать командировки на аутсорсинг
До начала экономического кризиса организация командировок и деловых мероприятий (business travel) была одним из новых и активно развивающихся сегментов туристического рынка.
В настоящий момент, когда экономическая ситуация постепенно стабилизируется, в России официально зарегистрировано около 9 000 туристических компаний, из них на организации деловых поездок специализируется только 3-4%, еще 20 % крупных игроков предлагают эти услуги как дополнительные. Однако, по словам экспертов, кризис совершенно не повлиял на интерес к российскому рынку со стороны иностранных представителей этого сегмента (в Москве в настоящий момент работают представительства фактически всех компаний – лидеров международного рынка). По словам Ольги Степаненко, директора новосибирского филиала IBC Corporate Travel, несколько ограниченная конкуренция объясняется в первую очередь небольшим спросом. Отдавать командировки и мероприятия на аутсорсинг сейчас готовы только филиалы иностранных компаний либо крупный бизнес. Российский мелкий и средний бизнес к такому шагу пока не готов, а это около 70 % компаний. Бронированием отелей, билетов и другими аспектами организации командировок в небольших фирмах по-прежнему занимаются секретари и личные помощники руководителей. Обязанности по подготовке делового или корпоративного мероприятия тоже нередко ложатся на плечи совершенно неподготовленных сотрудников. Однако желание сэкономить на услугах специализированной компании чаще всего не оправдано. По словам Анатолия Курюмова, руководителя офиса IBC Corporate Travel в Москве, привлечение специалистов зачастую помогает оптимизировать бюджет, и если на мероприятиях снижение затрат начинается от 20%, то на перелетах оно может достигать и 80-90%. Нередко грамотное оформление авиабилета позволяет экономить до 40 000 рублей на одном международном маршруте. Еще одним несомненным плюсом привлечения профи является оперативная помощь в разрешении критических ситуаций. Например, когда деловые путешественники не могли вылететь из стран Западной Европы из-за извержения исландского вулкана, профессиональные организаторы командировок благодаря системе people tracking отслеживали перемещения тех, кто оказался в «горячей точке», и занимались их передислокацией. Кстати, если говорить о наиболее востребованных для делового туризма направлениях, то в регионах 80% поездок приходится на города России. В столичных компаниях ситуация несколько иная: у многих корпоративных клиентов около 90% поездок приходится на Европу. Также эксперты отмечают следующую тенденцию: в связи с кризисом сотрудники региональных представительств стали меньше летать в головные офисы и большинство вопросов стараются решать по телефону. С одной стороны командировок у сотрудников таких компаний становится все больше, с другой – поездки, как правило, не дольше одного дня и на корпоративном автомобиле. Еще одно заметное последствие кризиса – значительное уменьшение бюджета на командировки, в том числе у крупных компаний. То есть даже топ-менеджеры многих предприятий стали летать эконом-классом, и жить в стандартных номерах, а те фирмы, которые традиционно селили своих сотрудников только в пятизвездочные отели, стали довольствоваться скромными «тремя звездами». Нужно отметить, что привлечение специализированных компаний к организации командировок поможет существенно сэкономить и на гостиницах. Это объясняется тем, что многие отели в кризис предоставляют агентствам специальные тарифы, которые ниже цены от стойки, а профессионалы турбизнеса, в свою очередь, выставляют меньшую сумму клиенту. Кроме того, отельеры всегда с большей готовностью дают скидки агентству, которое ежемесячно селит в их гостиницу несколько десятков человек, чем непосредственному заказчику, которому нужно разместить двух командировочных.