Транспортные проблемы обсудили на заседании координационного совета по транспорту
Организация обслуживания населения регионов Сибири железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и развитие этого вида перевозок в Сибири - эта тема была одной из главных на заседании координационного совета по транспорту Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое прошло 19 апреля в Новосибирске. (Председатель координационного совета – губернатор Новосибирской области Василий Юрченко).
На совещании отмечалось, что Министерство транспорта РФ предлагает перейти к системе государственного заказа в сфере пассажирских перевозок. «Все просто. Государство формирует заказ по дальним перевозкам, - пояснил суть перемен заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Андрей Емельянов, - а субъект формирует соответствующий социальный заказ пригородным компаниям, в котором определяет, сколько в регионе должно быть пригородных перевозок, сколько пар проездов, каковы условия проезда и оплачивать это из бюджета. Пригородные компании, в свою очередь, обязаны обеспечить выполнение заказа. Оставшийся состав они будут использовать на своих коммерческих маршрутах».
Главная задача, по словам Андрея Емельянова, уйти от привычной всем системы софинансирования, когда убытки от выполнения социально- значимых пригородных маршрутов компенсируются региональными бюджетами «по факту». Как показывает опыт, который был широко представлен на заседании координационного совета, эта схема, за редким исключением, неэффективна.
«Сегодня пригородные компании сталкиваются с нежеланием субъектов федерации полностью компенсировать убытки, связанные с обеспечением транспортного обслуживания населения, - сказал в своем выступлении начальник Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Александр Целько. - Администрации регионов пользуются пробелом в действующем законодательстве, которое устанавливает право, а не обязанность региональных властей заниматься организацией транспортного обслуживания населения пригородным сообщением, в результате перевозчики терпят убытки, а задолженность за оказание услуг постоянно растет. На 1 января 2011 года эта сумма достигла 1 млрд 158 млн рублей».
В этом году ситуация усугубляется еще и тем, что в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 28.10.2010 года №265-Т/1, дифференцированный подход заменен на среднесетевую ставку на услуги инфраструктуры.
«В результате инфраструктурная составляющая по Красноярскому краю возросла в 2,5 раза и составила 42% от общего объема расходов на осуществление пригородных перевозок в 2011 году, - рассказал начальник Красноярской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» Владимир Рейнгардт. - Это почти 360 млн рублей. Решение такой задачи в одиночку бюджетам субъектам федерации, как показала практика, не под силу».
По словам Александра Целько, из-за решения ФСТ в наименее выгодном положении оказались пригородные компании, работающие на полигонах железных дорог с высокой грузонапряженностью, где доля пригородных перевозок мала. Среди них как раз пригородные компании, работающие в системе Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог.
По расчетам Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, которые были представлены руководителем этого управления Игорем Мицуком, убытки всех сибирских пригородных компаний в этом году возрастут. Даже с учетом поступления дотаций из региональных бюджетов, ООО «Алтай-пригород», например, закончит год с убытком в 211 млн 842 тыс. рублей, ООО «Кузбасс-пригород» - 469 млн 402 тыс. рублей, ООО «Экспресс-пригород» - с убытком в 454 млн 451 тыс. рублей, ООО «Краспригород» в 377 млн 261 тыс. рублей. Вычет из прогнозируемых финансовых результатов года расходов на оплату услуг инфраструктуры, кардинально меняет картину. ООО «Алтай-пригород», ООО «Омск-пригород», ООО «Экспресс-пригород» и ООО «Краспригород» в этом случае завершают год с прибылью.
На заседании координационного совета от руководителей железнодорожных компаний прозвучало предложение рассмотреть и поддержать возможность компенсации расходов на предоставление услуг инфраструктуры для пригородных перевозок за счет средств федерального бюджета.
Выступая в ходе заседания, председатель координационного совета по транспорту МАСС, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко сказал: « Развитие транспорта имеет огромное значение для нашего региона, и мы должны постоянно совершенствовать все элементы транспортной системы, предлагая конкретные шаги» Подводя итоги обсуждения первого вопроса, он дал поручение членам КС сформировать пакет предложений, выражающих консолидированную позицию железнодорожников, властей субъектов РоссийскойФедерации на основе анализа конкретных данных по пригородным железнодорожным перевозкам, с тем, чтобы передать их на федеральный уровень.
Другой не менее важной темой заседания стал вопрос: «О предложениях органов исполнительной власти субъектов РФ на территории Сибири, направленных на повышение безопасности и качества транспортного обслуживания населения».
В докладе начальника Сибирского управления государственного автодорожного надзора Василия Иванько прозвучала тревожная информация. За 2 последних года, в период с 2009 по 2010 годы, на территории Сибири произошло несколько крупных дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. Среди основных причин названы такие, как несоблюдение перевозчиками лицензионных требований и условий, направленных на поддержание профессиональной пригодности водителей и технической исправности транспорта; недостатки в организации транспортного обслуживания населения; недостатки системы государственного контроля и надзора за деятельностью перевозчиков.
В ходе представленных по этому вопросу докладов были высказаны конкретные предложения по повышению уровня безопасности пассажирских перевозок.