Компании, занимающиеся пригородными перевозками, должны быть заинтересованы в росте пассажиропотока
Вопросы тарифного регулирования пригородных перевозок обсудил сегодня полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский на совещании с руководителями Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) и ОАО «Экспресс-пригород». В 2011 году из федерального бюджета планируется выделить регионам 25 миллиардов рублей в качестве оплаты за использование инфраструктуры пригородных железнодорожных компаний. Участники совещания отметили, что эти средства покроют расходы только на 83%. Оставшаяся часть перекладывается на бюджеты субъектов Федерации и пригородных перевозчиков. В связи с этим, компании «Экспресс-пригород» придется выработать новые подходы к расчету тарифов. По информации ЗСЖД, на сегодняшний день вопросы субсидирования пригородного сообщения из региональных бюджетов решены в Алтайском крае, Новосибирской, Омской и Томской областях. Сложной остается ситуация в Кемеровской области, где доля автотранспортных перевозок значительно превышает долю пригородных. Причины этого – ориентация железнодорожного сообщения на перевозку грузов, длинные маршруты движения электропоездов и разветвленная автодорожная сеть. Сейчас Западно-Сибирская железная дорога компенсирует убытки ОАО «Кузбасс-пригорода» в размере 300 миллионов рублей. Виктор Толоконский отметил, что в сложившейся ситуации руководителям исполнительной власти Кемеровской области необходимо стимулировать развитие пригородных пассажирских перевозок, найти особые решения по дотации этого вида железнодорожного сообщения. По замечанию руководителей ЗСЖД и «Экспресс-пригорода», одной из проблем пригородных перевозок остается необходимость снятия инфраструктурных ограничений. Нужны отдельные пути для грузов, а также модернизация электропоездов, повышение их комфортабельности. Также участники совещания обратили внимание на отсутствие закона о пригородных перевозках, что сдерживает приход инвесторов в эту сферу деятельности. По мнению полномочного представителя, экономика «Экспресс-пригорода» должна быть привязана, в первую очередь, к пассажирам. «Пригородные пассажирские компании не должны терять интерес к повышению пассажиропотока, а регионы, в свою очередь, не должны стараться минимизировать перевозки», – сказал Виктор Толоконский. «Мы должны стремиться к тому, чтобы как можно больше пассажиров пользовались пригородными перевозками. Если разработать норматив, по которому регион будет субсидировать компании определенный процент от количества перевозимых пассажиров, мы придем к тому, что уровень доходов будет напрямую зависеть от графиков движения поездов и их загруженности», – считает Виктор Толоконский. Полпред добавил, что это станет дополнительным стимулом для перевозчиков к привлечению пассажиров. Для того чтобы усилить мобильность населения, необходимо развивать инфраструктуру пригородного сообщения и разработать специальные программы, уверен полномочный представитель. Так, перспективными направлениями полпред считает пуск поездов до аэропортов и развитие скоростных перевозок. «У нас есть резервы привлечения пассажиров. Нужно изменить идеологию транспортного сообщения в крупных агломерациях, показать, что лучше ездить в электропоездах, чем пользоваться автотранспортом. Для этого надо выработать специальную тарифную политику, повысить безопасность железнодорожного транспорта и сделать наши поезда комфортабельными», – сказал Виктор Толоконский. ОАО «Экспресс-пригород» – крупнейший за Уралом пригородный перевозчик и третья по объему пригородных перевозок пассажирская компания на сети железных дорог России. В состав «Экспресс-пригорода» входят 13 участков, объединяющих более 160 станций и остановочных платформ. В год компания перевозит около 30 миллионов пассажиров. В целом объем пригородных перевозок Западно-Сибирской железной дороги в регионах округа составляет 62 миллиона человек в год.