ОАО "ВНИИЖТ" разработало новый стандарт покраски пассажирских вагонов, продлевающий срок службы лакокрасочного покрытия кузова
26 марта 2012 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 54893-2012 "Вагоны пассажирские локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав. Технические требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите", разработанный в ОАО "ВНИИЖТ" (дочернее общество ОАО "РЖД").
Данный стандарт введен впервые и является основополагающим документом для выполнения процессов окрашивания и противокоррозионной защиты не только при строительстве, но и при всех видах ремонта пассажирского подвижного состава.
Ряд железных дорог (Западно-Сибирская), а также вагоноремонтных заводов (Воронежский, Новосибирский, Тамбовский, Московский) уже проводят окрашивание кузовов пассажирских вагонов по требованиям нового стандарта. Очистка поверхностей от старой краски и последующее окрашивание проводится в дробеструйно-окрасочных комплексах.
Повышенная долговечность покрытия кузова (до 6 лет - по декоративным и до 12 лет - по защитным свойствам) достигается за счет использования двухкомпонентных лакокрасочных материалов с обязательным нанесением лака толщиной не менее 25 мкм.
Вагоностроительные заводы (Тверской и Демиховский) также перешли на систему окрашивания, разработанную в ОАО "ВНИИЖТ". Наружные поверхности кузовов окрашиваются двухкомпонентными лакокрасочными материалами, включая первичную грунтовку, грунтовку-выравниватель, эмаль и лак.
Опыт эксплуатации показал, что использование лака увеличивает сохранность цвета и блеск комплексного покрытия до 5-6 лет, тогда как покрытие пассажирских вагонов, окрашенных без применения лака, теряет блеск уже через 2 года эксплуатации, что приводит к повышенному загрязнению поверхностей кузовов и дополнительным затратам на обмывку вагонов.