Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН подписал контракт с ОАО «Рыбинские моторы»
Ученые будут разрабатывать композиты для «горячих» частей самолетных двигателей, сообщил директор института академик РАН Николай Ляхов.
Коэффициент полезного действия мотора напрямую зависит от температуры работы двигателя. Когда-то у Ту-154 она составляла 800°C, сегодня уже 1300°C, более высокой металлы не выдерживают.
– Если поднять её еще хотя бы на 150°C, то можно на 20% повысить общую энергоэффективность, – рассказывает Николай Ляхов. – Сейчас идет борьба буквально за каждый процент. Все понимают, что по металлам и сплавам достигнут потолок. Нужно переходить на композиты, которые не будут разрушаться при необходимых для прогресса температурах.
Созданием таких материалов для самолётов Sukhoi Superjet займётся ИХТТМ СО РАН. Около месяца назад был подписан контракт с ОАО «Рыбинские моторы» – российской машиностроительной компанией, специализирующейся на разработке и производстве двигателей для авиации и судов Военно-Морского флота.
По словам Николая Захаровича, в этой сфере у композитов здесь есть ещё одно применение. Компрессор двигателя (его «холодная» часть) также сделан из металлов – титановых сплавов. Конструкторы уверены: если заменить их на композиционные пластики (они должны выдерживать около 150-200°C), то на каждом моторе можно выиграть по 400 кг веса (то есть 800 кг для всего самолёта, что равно 10 дополнительным пассажирам).
– По моему убеждению, материаловедение – это та отрасль промышленности, где Россия все еще может стать одним из лидеров и занять сектор рынка порядка 25-30%, – отметил академик.