Тема: Статьи, Область, Бизнес, Экономика |
Новосибирская область вошла в число лидеров рейтинга регионов России по качеству оценки регулирующего воздействия |
|
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) составила рейтинг российских регионов по качеству оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных актов и экспертизы действующих нормативных документов. Это обязанность была закреплена за субъектами РФ указом президента от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» («майские указы»).
С 1 января 2014 года региональные проекты нормативно-правовых актов, влияющих на бизнес, должны проходить предварительную оценку ожидаемого эффекта от их принятия – оценку регулирующего воздействия. Кроме того, уже действующие аналогичные нормативные акты также должны подвергаться экспертизе в уполномоченном органе ОРВ (обычно, в ведущем экономическом ведомстве субъекта).
Но как именно регионы начали эту работу, и как это должно со временем сказаться на качестве принимаемых документов? Центром оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ была разработана методика оценки качества внедрения и проведения ОРВ в субъектах Российской Федерации и построен пилотный рейтинг регионов за 2014 год. В измерение вошли 54 региона, чья практика ОРВ и экспертизы является на взгляд исследователей достаточно регулярной.
«В нашем исследовании мы фокусировались на таких компонентах системы как наличие штатных оценщиков, проведенные пилоты и обучения, качество заключений. Мы не анализировали специально, как это сказывается на интегральном качестве выпускаемых правовых актов. Сейчас механизм срабатывает на уровне защиты от явно неразумных регулирований, когда с помощью предварительной ОРВ «заворачивают» регуляторные акты, добавляющие проблем бизнесу, или экспертиза расчищает корпус правовых актов от неэффективных норм. На горизонте же в 5-7 лет хорошее качество оценки, при прочих равных, должно стать одним из факторов улучшения инвестиционного климата», - говорит Даниил Цыганков, директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ.
По итогам первого мониторинга было выделено 4 группы регионов по уровню внедрения ОРВ. Возглавил рейтинг Ямало-Ненецкий автономный округ. В число лидеров также вошли Чувашская Республика, Хабаровский и Камчатский края, Москва, Архангельская, Ульяновская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская и Вологодская области. В этих субъектах не только вложены ресурсы в развитие ОРВ, но и имеется стабильная практика качественной экспертизы действующих НПА. В части проведения ОРВ в большинстве заключений вполне адекватно описаны проблемы, цели и задачи, адресаты регулирования, проведены публичные консультации с привлечением бизнеса и бизнес-ассоциаций, а их результаты отражены в опубликованных на сайтах госорганов документах. Практически везде описаны последствия регулирования в качественном выражении, а примерно в половине случаев предприняты попытки провести их количественную оценку.
Хуже всех проявили себя участники четвертой группы (12 субъектов, набравшие 15% и менее от максимально возможной оценки). Они формально исполняют требования федерального закона к процедуре ОРВ, с неудовлетворительным качеством итоговых документов. Это Новгородская, Мурманская, Сахалинская, Курганская, Ростовская, Курская, Рязанская, Ярославская области, республики Марий Эл и Коми, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика.
При этом нужно напомнить, что 31 регион не был включен в рейтинг по причине недостаточного количества размещенных в открытом доступе заключений об ОРВ и экспертизе. Можно предположить, что большая часть из них также попала бы в 4-ю группу, но есть и такие (как например, Санкт-Петербург), кто просто не успел поставить работу на регулярную основу, хотя «пробы пера» там получились весьма неплохого качества, проводились обучения и пилоты.
Эксперты не раз обращали внимание, что внедрение процедуры ОРВ, требующей перестройки процесса принятия решений в органах власти, потребует значительных усилий и ресурсов. При этом первые годы проведения ОРВ являются ключевыми, и рейтинг НИУ ВШЭ наглядно показывает, кто закладывает надежный фундамент для «умного регулирования», как важнейшего элемента комфортной бизнес-среды, а кто рискует провалить этот компонент в борьбе за привлечение в регион инвестиций.
Не исключено, что тема оценки регулирующего воздействия будет поднята на заседании Госсовета для обсуждения мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России, которое президент Владимир Путин проведет 7 апреля. |
|
|
|
|