С 1 ноября в муниципальном общественном пассажирском транспорте Новосибирска вводится система оплаты проезда по бесконтактным микропроцессорным пластиковым картам для учащихся школ и учреждений начального профессионального образования, студентов средних и высших учебных заведений.
Согласно распоряжению мэра, департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса поручено до 15 октября провести подготовку и внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты с использованием «Карты Студента» и «Карты Школьника». Учащиеся школ и учреждений начального профессионального образования, студенты средних и высших учебных заведений смогут рассчитываться в муниципальном общественном транспорте по пластиковым проездным с учетом льготной оплаты проезда в размере 50% от установленного тарифа.
Специалистам также предстоит разработать механизм реализации, учета и контроля использования бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт и организовать составление ежемесячных сводных отчетов по перевозкам по «Карте студента» и «Карте школьника».
Руководители департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, управления пассажирских перевозок, метрополитена и разработчики проекта встретились с профсоюзными лидерами и активистами студенческого сообщества и обсудили систему внедрения пластиковых проездных для учащихся. Новая система оплаты проезда вызвала много вопросов, в том числе и организационных, у молодежи. В ходе встречи специалисты рассказали студентам о необходимости перехода к электронной системе учета проезда учащихся. Напомним, что льготный проезд для студентов был установлен в 1992 году по инициативе городской власти, и компенсацию за предоставленные льготы транспортные предприятия получают из городского бюджета. Причем эта сумма складывается сегодня без учета совершенных учащимися поездок, а из расчета приобретенных проездных билетов. Сколько поездок совершают студенты фактически, и какой объем компенсации транспортники должны получить в действительности – посчитать было невозможно. В результате транспорт несет определенные затраты по пассажирским перевозкам, не получая за оказанные услуги реальной платы. Сегодня федеральное законодательство (131-ФЗ, 122-ФЗ, Бюджетный кодекс) требует от муниципальных образований полной отчетности расходования бюджетных средств, в том числе и компенсации проезда льготников. Эта сумма должна быть подтверждена финансовым документом. Только внедрение системы учета и безналичного расчета за проезд позволит определить число перевезенных пассажиров, а значит и реальный размер компенсации за провоз льготников.
С прошлого года транспортные предприятия живут в рыночных условиях, выполняя социальную задачу по перевозке льготных пассажиров по единому проездному билету стоимостью 105 руб. На встрече со студенческим активом шел разговор о сохранении муниципального транспорта в нашем городе, о его стабильной работе. Это возможно в том случае, если за оказанные услуги транспортники будут получать полную их стоимость. Понятно, что с 1 ноября учащейся молодежи, которая привыкла к безлимитным поездкам на муниципальном транспорте, теперь придется считать свои транспортные расходы, выбирать оптимальные маршруты до учебных заведений. Без сомнения, у электронного проездного есть свои плюсы, но есть один минус, который не устраивает студентов – это оплата каждой поездки. С другой стороны учащиеся, которые совершали немного поездок на транспорте, вообще не пользовались предоставленной им льготой. Покупать даже безлимитный проездной за 200 руб. на наземный транспорт или 230 руб. на метрополитене им было невыгодно.
Для справки: по данным управления пассажирских перевозок, студенческих проездных билетов ежемесячно реализовывалось около 18,5 тыс штук, из них 5 тыс штук приобретали школьники. Всего профессиональное образование очной формы в Новосибирске получают около 132 тыс студентов. Таким образом, этой льготой пользовалось всего 10% учащейся молодежи. Теперь с вводом электронного проездного, все студенты находятся в равном положении. Любой из них, оформив карту и пополнив ее, сможет получать льготу – оплачивать проезд в муниципальном транспорте в размере 50% от установленного тарифа.
Также руководители департамента проинформировали студенческую общественность, что ведут переговоры с частными перевозчиками о подключении их к системе учета и безналичного расчета за проезд с использованием «Карты Студента» и Карты Школьника».
Студенты и руководители структурных подразделений отраслевого департамента решили создать рабочую группу для рассмотрения вопросов по внедрению электронного студенческого проездного. Таким образом, власть готова вести диалог с молодежью и вместе искать меры социальной поддержки малоимущих студентов.
Сегодня на сессии городского Совета депутаты в целом одобрили организационную работу, которую провел департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии по внедрению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на общественном транспорте. Вместе с тем сессия поручила обсудить со студенческими профкомами все вопросы, которые возникают при внедрении «Карт Студента», и проинформировать депутатов об их решении.