Как сохранить автомобильные дороги от разрушения тяжеловесным транспортом и в то же время избежать дефицита материалов в строительной отрасли*? Поиском путей решения этого вопроса занимались вчера депутаты областного Совета во время поездки в Тогучинский район.
Местом первой остановки депутатского десанта в составе заместителя председателя Новосибирского областного Совета депутатов Юрия Алаферовского, председателя комитета по транспорту, связи, информационным ресурсам, промышленной политике и ТЭК Сергея Титкова, его заместителя Михаила Тычкова и члена комитета, депутата облсовета от Тогучинского района Ивана Мороза стал мост через реку Издревая. Как раз через этот мост и виадук над железнодорожной веткой Инская-Сокур идут в Новосибирск все автомобили со щебнем из карьеров поселка Горный. Другого пути нет. Положение с эксплуатацией моста стало критическим после того, как перевозчики перешли на использование большегрузных автомобилей.
- Этот мост, как и другие мосты области, рассчитан на нагрузку не более 30 тонн при движении автомобилей в потоке, а китайские «ховы» с полной загрузкой весят до 60 тонн. Бывает, что и две машины выходят на один пролет: регулировка движения транспорта с отсечением идущих следом автомобилей отсутствует. В результате интенсивного образования трещин мост пришел в аварийное состояние. Только за месяц, пока по причине ремонта моста движение открыто по одной полосе, поперечные трещины в конструкциях балок увеличились до трех миллиметров, -- объяснил ситуацию Виктор Молчанов, начальник отдела искусственных сооружений Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области.
Ремонт моста и виадука над железной дорогой потребовал из областной казны почти 120 млн. рублей. Постановлением губернатора области Виктора Толоконского на ряде участков дороги и искусственных сооружениях введены ограничения в виде максимальных предельных нагрузок на ось автомобилей. Пока на трассе «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» действует один пост весового контроля – на 12-м километре. Но со следующей недели должен заработать еще один пост весового контроля - на 53-м километре трассы, сообщил депутатам сопровождавший их сотрудник Управления ГИБДД области майор милиции Александр Федоренко.
Участие в этой поездке сотрудника областной службы ГИБДД не случайно. Движение тяжеловесного транспорта только на участке моста через Издревую в этом году стало причиной четырех ДТП со смертельным исходом. Опасность от большегрузов остра не только здесь. Жители деревни Карпысак обратились к депутату областного Совета Михаилу Тычкову с настойчивой просьбой: «Прекратите движение большегрузного транспорта через деревню! Дальше терпеть невозможно!»
В Карпысак и отправились депутаты, чтоб увидеть происходящее собственными глазами. Там их приезда уже ждал сход жителей, в котором приняли участие глава администрации Тогучинского района Виктор Просолупов и глава муниципального образования поселка Карпысак Татьяна Луц. «Спать невозможно: грохот и днем и ночью. Дома словно землетрясение! Стираем только в дождливую погоду, когда пыль уляжется. Страшно ребенка в школу одного отправлять – собьют! - жаловались жители. – Да что там, дышать нечем!» В этом депутаты убедились и сами. За то время, пока они разговаривали с жителями, по дороге с грохотом пронеслись несколько десятков тяжело груженых машин.
Этой весной карпысакская дорога была отремонтирована, на что из областного бюджета было выделено 30 млн. рублей. Но после сезона работы большегрузного транспорта ее состояние таково, что ремонт можно начинать заново. Жители поселка попросили депутатов принять срочные меры и сами предложили решение – пустить транспорт по технологической дороге около села Пермское. Как выяснили депутаты, состояние этой дороги вполне удовлетворительное. К тому же она проходит по околице села Пермское, а значит, от движения большегрузного транспорта меньше будут страдать люди. Кроме того, выехав на трассу Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий, автомобили никак не минуют пост весового контроля, что позволит выдерживать установленные ограничения по нагрузке.
Спланированный депутатами маршрут поездки им же пришлось откорректировать – заехать в село Сарапулка, о котором накануне прошел сюжет в телевизионном выпуске новостей. Центром событий Сарапулка стала благодаря тому же щебню, для вывоза которого перевозчиками была возведена дамба через реку Иня.
Несколько дней назад руководством главного управления ГО и ЧС по Новосибирской области было принято решение убрать незаконно построенную дамбу. Однако, исполняя это решение, разрушить успели только один из пролетов дамбы. Жители, до этого возмущавшиеся тем, что машины везут щебень через село, встали пикетом, защищая самодельный мостик шириной в несколько досок, переброшенный через разрушенный пролет дамбы. Как выяснилось, пикет из жителей села защищает свой мостик уже четвертые сутки. Даже ночью дежурные жгут здесь костер и не уходят домой. Без моста жителям Сарапулки никак нельзя, с болью говорили депутатам участники пикета. Большинство из живущих в селе работают в Новосибирске, у многих там учатся дети. От села до станции Буготак рукой подать, если же мостика через реку около Сарапулки не будет, людям придется идти по бездорожью на железнодорожную станцию Льнозавод, которая находится отсюда в шести километрах. Пикетчики, начавшие разговор на повышенных тонах, скоро снизили накал реплик. Люди поняли, что депутаты на их стороне.
- Обещаний давать не буду, но обязательно выйду на ответственных лиц и сделаю все возможное, чтобы решить проблему, - выяснив все детали ситуации, завершил беседу с жителями села Сергей Титков, председатель комитета по транспорту, связи, информационным ресурсам, промышленной политике и ТЭК.
Подводя итоги поездки, в ходе которой депутаты выясняли детали процесса перевозок щебня, Сергей Титков сказал:
- У щебеночных заводов и карьеров Тогучинского района хорошие перспективы в плане роста объемов производства. Но увеличивающийся вывоз щебня не должен идти в ущерб ни жителям, ни автомобильным дорогам и искусственным сооружениям. Необходимо принимать экстренные меры. При этом мы прекрасно понимаем сложности, которые возникнут у строителей, если ограничить перевозки. Решения должны быть комплексными и на перспективу, включая использование железнодорожного транспорта, усиление мостов и автомобильных дорог. В рамках работы рабочей группы мы готовы рассматривать различные предложения щебеночных карьеров и строителей. Даже при почти 30-ти процентном росте финансирования дорожной отрасли в следующем году на ремонт и содержание дорог область будет иметь около 5 млрд. рублей. А по нормативам на эти цели необходимо ежегодно порядка 23 млрд. рублей. Так что без привлечения частных инвесторов не обойдемся.