Тема: Город, Экономика |
Доля «зарплат в конверте» в Новосибирской области достигла 40% |
|
Социологи Новосибирского госуниверситета экономики и управления провели мониторинг распространения теневой заработной платы в регионе. По результатам исследования, число граждан, только частично получающих зарплату официально, увеличилось с 15% в 2008 году до 25,1% в 2015-ом, доля получающих заработную плату полностью неофициально выросла с 7,5% (2008 г.) до 8,8% (2015 г.). В целом, доля работников получающих теневую зарплату, составляет около 40%.
Сотрудники кафедры социальных коммуникаций и социологии управления НГУЭУ совместно с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области провели третье социологическое исследование среди безработных, обратившихся на «биржу труда», с целью выяснить, какая доля работников в регионе получает «серую» зарплату. Первое исследование состоялось в 2008 году, было опрошено 1830 человек, второе – в 2010-м (опрошено 1980 человек), в 2015 году в опросе поучаствовал 1951 человек.
По результатам, число граждан, только частично получающих зарплату официально, выросло с 15% (2008 г.) до 25,1% (2015 г.), а доля получающих заработную плату полностью неофициально увеличилась с 7,5% (2008 г.) до 8,8% (2015 г.). В целом, доля работников получающих теневую зарплату, составляет около 40%, утверждают социологи. При этом доля сотрудников, от которых требовали подписку о неразглашении условий договора, выросла за семь лет с 15,3% до 25,9%.
Немногим больше половины опрошенных не одобряют выплату зарплаты в теневой форме. Однако в сравнении с 2008 годом доля тех, кто относится к «зарплате в конверте» положительно, увеличилось на 77%, а также увеличивается доля безразличных респондентов – на 16,7%.
Исследование, проведенное социологами НГУЭУ, показывает, что в Новосибирской области, так же как и в других регионах России, теневая зарплата особенно распространена в трех отраслях: торговле, строительстве, сфере обслуживания. Самыми распространенными профессиями, по которым чаще всего выплачивается неофициальная заработная плата, являются продавец, менеджер и водитель. Например, в торговле в 2015 году число респондентов, получающих неофициальную заработную плату, увеличилось в 2,8 раза, в строительстве – на 87,8%, в сфере обслуживания на 23%. Кроме того, возросло количество «серых» зарплат в сфере общественного питания - в 4,4 раза, в производстве и переработке сельхозпродукции – в 3,9 раза, на транспорте – в 3,6 раза.
По мнению руководителя исследования, заведующей кафедры социальных коммуникаций и социологии управления НГУЭУ Нины Воловской, прослеживается следующая тенденция: доля теневой зарплаты выше в странах, где ниже уровень жизни.
«Особенность теневой оплаты труда (зарплаты в «конверте») заключается в том, что ее нельзя отождествлять с заработной платой неформально занятых работников. Даже официальное трудоустройство не исключает, что зарплата сотрудникам выдается только «в белую», при этом размер теневой оплаты установить трудно – нередко она бывает выгодна для обеих сторон социально-трудовых отношений. Работодатель, принимая наемного работника на условиях официально не оформленной заработной платы, получает возможность снизить издержки на труд, уйти от уплаты налогов, а наемный работник получает работу и в совокупности с официальным заработком вполне приличную заработную плату, которую бы он не получил при других условиях найма, - комментирует руководитель исследования. - Однако приходится смириться с такими условиями, как неполная оплата в связи с временной нетрудоспособностью, уходом в отпуск, бесправным положением - работодатель в любой момент может прекратить выплату зарплаты в «конверте», снизить ее размер. И необходимо признать – зачастую наемные работники сознательно жертвуют определенными правами ради обретения более значимых. И в результате выплата теневой заработной платы не воспринимается работниками в свете нарушения их трудовых прав, ведь они на это согласились. При таких условиях найма сотрудников в проигрыше остается государство – снижаются налоговые поступления в бюджет, страховые и пенсионные фонды». |
|
|
|
|