Пермский режиссёр Сергей Федотов поставил пьесу "Сиротливый запад" культового ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Именно Федотов в нашей стране считается первооткрывателем этого ирландского автора. В своём театре "У Моста" режиссёр поставил весь драматургический материал ирландца. И сделал уже второго МакДонаха в "Старом доме".
Мартин МакДонах - традиционно крепкий орешек для отечественных режиссёров. Ставят его много - в театрах страны шли и идут около 120-ти пьес ирландца. Но часто их премьеры оборачивались разгромными рецензиями критиков, которые до сих пор не определили место этому автору, называя его новым то Достоевским, то Шукшиным.
Художественный руководитель «Пермского театра «У Моста» считается человеком, открывшим МакДонаха для русского зрителя. Со своими артистами он поставил всего ирландца. А семь лет назад сделал пьесу Калека с острова Инешман с артистами старого дома, которую до сих пор играют в театре. У Федотова свой метод переноса этих текстов на сцену. Ключ к МакДонаху он видит не в обобщениях и выпячивании глубоко зашифрованной символики, а в мире вещей. в деталях - упаковках от чипсов, бутылках из-под настоящего ирландского виски. Новосибирским артистам режиссёр постарался привить этот дух далёкой страны удивительной музыки и рыжих людей. Сергей Федотов привёз каждому какие-то ирландские артефакты, крестики. Сами репетиции подчас походили на мистические ритуалы. И всё это привело к тому, что дух МакДонаха заглянул в старый дом накануне премьеры.
Действительно ли дух живого и здравствующего драматурга заглянул в новосибирский театр - сказать сложно. Но какой-то ключ к ирландцу там действительно подобрали. При первом знакомстве текст пьесы - очень жесткая история. О двух братьях, один из которых убил отца за замечание по поводу прически. А второй - сказал всем, что это был несчастный случай и за это забрал себе всё наследство. Парочка постоянно ссорится, дерётся, периодически кто-то снимает со стены ружье. как-то повлиять на ситуацию пытается местный священник-неудачник, у которого в приходе - и так несколько убийств и самоубийств. Четвертой участницей семейной драмы оказывается девчонка, торгующая выпивкой. При этом на сцене всё это становится не бытовой драмой, а весьма своеобразной, ирландской, ...комедией.
Постоянно выясняющие отношения братья - по сути, дети. Они хватают перед друг другом покупками и придуманными амурными похождениями. Почти не умеют слушать друг друга, концентрироваться на одной мысли, и чуть что пускают в ход кулаки. Они наивны, ещё и как жители какой-нибудь глухой провинции. Может быть, именно поэтому эту историю так трудно сделать в столичных театрах. Пожалуй, у постановщиков получилось не всё, да и сценографией, многими мизансценами этот сиротливый запад очень напоминает сделанный Федотовым в Перми. Но то, что МакДонах получился живым - совершенно точно.