Федеральный теленаезд на Андрея Шимкива и депутатов Заксобрания может усилить политическую напряжённость в Новосибирской области
Хотя целевая аудитория фильма «Золотой телец» не в Новосибирске.
Почти месяц нагнетали интригу в связи с новосибирскими происками московских телевизионщиков. Предстоящие наезды в авторских программах Аркадия Мамонтова на «России-1» и Андрея Караулова на 5-м канале обсуждались не только кулуарно, но и в местных СМИ. Политики курсировали между Новосибирском и Москвой, заравнивая противоречия. Шимкив сделал ряд публичных заявлений, подчёркивающих его лояльность курсу Президента, «Единой России» и губернатора. Заксобрание начало впрягаться в график спокойного взаимодействия с областным правительством. Казалось, что инцидент с проигрышем Ивана Мороза на выборах спикера ЗС решено оставить в прошлом и строить совместную работу законодательной и исполнительной власти с чистого листа, в гармонии с оппозицией, но под эгидой «Единой России». Однако главный федеральный телеканал всё же спутал карты.
По имиджу Шимкива был нанесён двойной телеудар. Документальный фильм-расследование Мамонтова «Золотой телец» был проанонсирован 1 ноября в программе «Вести недели» с Дмитрием Киселёвым. Причём анонс бы сделан на основе именно новосибирского эпизода фильма. 3 ноября «Золотой телец» был показан в эфире программы «Вести.doc» с Ольгой Скабеевой. Показ фильма сопровождало почти полуторачасовое эмоциональное обсуждение в студии. Вопрос был поставлен остро: как отучить чиновников воровать? Скабеева была, более чем, щедра на авансы, заявляя, что «уникальное расследование» вскрыло «немыслимые», «поразительные», «вопиющие» факты. Неоднократно было подчёркнуто, что расследование Мамонтов проводил «с риском для жизни». Но если убрать эмоции, как раз с фактологической частью в «Золотом тельце» вышло слабо.
Мы не будем подробно разбирать содержание: интересующаяся политикой аудитория ЦДЖ уже познакомилась с фильмом. Из новосибирских экспертов Мамонтов процитировал одного лишь Евгения Митрофанова – общественного деятеля, известного, в том числе, тем, что в 2002 году он был осуждён за получение взятки. Многие областные депутаты поспешили возмутиться по поводу огульных обвинений в коррупции, прозвучавших в федеральном телеэфире. По сведениям Сводки, сейчас обсуждаются возможности предъявить иски к авторам и героям «Вести.doc» и «Золотого тельца». Но это лишь один из вариантов дальнейшего развития событий.
На стадии планирования теленаездов считалось, что это будут воспитательные меры для Шимкива и нарушивших партийную дисциплину ради его победы единороссов. По факту получилось, что инициаторы «Золотого тельца» преследовали более масштабную цель. В фильме было три эпизода, про политиков из Иркутской, Новосибирской и Нижегородской областей. По итогам сентябрьских выборов эти регионы принесли неприятные сюрпризы партии власти. В Иркутске на выборах губернатора проиграл единоросс Сергей Ерощенко. В Новосибирске на выборах председателя Заксобрания произошло известно что. Похожая ситуация сложилась и на выборах главы нижегородской городской Думы – согласованный ЕР кандидат проиграл. Похоже, для федерального руководства «Единой России» показалось важным дезавуировать победы оппонентов.
Контекст обсуждения на «России-1» должен был убедить зрителей в масштабе всей страны: проигрыши партии власти это не успех оппозиции, и, упаси Бог, никакое не торжество демократии. Это результат банальных заговоров распоясавшихся региональных олигархов, использующих власть в личных интересах и желающих набивать карманы бюджетными деньгами. Лейтмотив повествования – бизнесу нечего делать во власти – совпадает с федеральным трендом на вытеснение состоятельных предпринимателей из политики (мы рассказывали об этом в прошлом выпуске Сводки). Ряд региональных примеров (в том числе, новосибирский), показали Москве, что контролировать местные элиты становится сложней. Если же отделить в регионах финансовый ресурс от политического, манипуляции будут даваться проще.
Ждали, что вместе с Шимкивом в «разоблачительных» передачах будут персонально указаны и другие «олигархи», способствовавшие его победе. Но депутатский корпус замазали чёрным широкими мазками. Хотя речь шла про Заксобрание, в видеоряд попали кадры с сессии Горсовета. Походя Мамонтов упомянул первого вице-мэра Виктора Игнатова, назвав его «теневым вице-губернатором» и «руководителем самого Шимкива». 5 ноября на встрече с прессой мэр Анатолий Локоть отказался комментировать содержание программы на «России-1». Но, рассказывая о новых перестановках в структуре мэрии, градоначальник заявил про Игнатова: «Роль политического заместителя – первого заместителя мэра – только усиливается с учётом предстоящих политических кампаний следующего года. Его полномочия, влияние на работу тех или иных структурных подразделений мэрии только расширяются».
Иркутск, Новосибирск и Нижний Новгород были публично выпороты на страх другим регионам. Что будет дальше? Кое-кто в Заксобрании заговорил было, что фильм – это объявление войны со стороны партии власти, и пора задуматься о возможности контратаковать через отношения с областным правительством, которые только начали налаживаться. Кое-кто из депутатов считает, что фильм – это провокация, специально нацеленная на то, чтобы разжечь массовые демарши и вынудить местных политиков подставиться.
Из-за сомнительных обвинений в нарушениях при скупке земель у крестьян Шимкив в отставку, конечно же, не уйдёт. Вопрос в том, насколько далеко готовы зайти «воспитатели» из Москвы. Проще говоря, станут ли «немыслимые» и «вопиющие» факты из творчества Мамонтова предметом проверок для правоохранительных органов? Депутат Госдумы Александр Хинштейн в эфире «Вести.doc» пообещал, что ЕР тщательно проверит информацию о деятельности спикера новосибирского Заксобрания. О том, что Шимкив третий созыв подряд входит во фракцию «Единой России» и показал один из лучших результатов по итогам «Народного голосования» в телеэфире не было сказано ни слова.