Тема: Статьи, Город, Экономика |
Ни один год из последних 16 лет новосибирцы, наверное, не назовут заметно успешным в плане городского развития |
|
День города это ежегодный повод для новосибирской власти подвести промежуточные итоги. Ощутимых подарков горожанам не видать ещё, как минимум, несколько лет: главная задача руководства мэрии на ближайшую перспективу – не растерять наработки прошлых лет.
За два года, прошедшие после выборов, Анатолий Локоть освоился на посту мэра. Нельзя сказать то же самое про всю команду градоначальника, потому что далеко не все назначенные им руководители сохранили посты по сей день. А из тех, кто сохранил, многие вызывают системные претензии у депутатов и общественников. Тем не менее, за последний месяц в СМИ то и дело появлялись материалы то том, как команде городского руководства удаётся решать проблемы, одну за другой. Самое интересное, что в пример, в том числе, приводятся проблемы, до того остававшиеся нерешёнными многие годы, сообщает сводка ЦДЖ.
Нельзя однозначно назвать это камнем вослед Владимиру Городецкому. Он работал мэром с 2000 по 2014 год, пока не ушёл в областное правительство. Открыто критиковать бывшего мэра и нынешнего губернатора – у чиновников кишка тонка. И, тем не менее, Локоть и его сподвижники пытаются отстроиться от недавнего прошлого. Убедить горожан в том, что качество управления городом меняется в лучшую сторону. Но аргументы в дефиците.
Ни один год из последних 16 лет новосибирцы, наверное, не назовут заметно успешным в плане городского развития. Даже 2007-й, когда сибирская столица стала лидером национального конкурса «Самый благоустроенный город России». И не 2010-й, когда в том же конкурсе Новосибирск занял второе место. Это естественно: людям обычно хочется большего. Но если смотреть ретроспективу, начиная с 2000 года, город достаточно динамично рос, практически во всех смыслах. За первые 13 лет нового века население выросло на 11%, преодолев психологически важный рубеж в 1,5 миллиона. На этом фоне объём ежегодного ввода жилья за те же 13 лет вырос в 3,4 раза. С 2008 года новосибирские строители начали ежегодно сдавать не менее миллиона квадратных метров жилья. Высокую планку удалось удержать не только в кризисный 2009-й, но и в последние два трудных года – задел позволил.
Экономика города развивалась. В 2000-2013 года в 2,2 раза увеличился выпуск промышленной продукции. Инвестиции в основной капитал выросли в 3 раза, оборот розничной торговли в 5 раз. Это нашло непосредственное отражение в бюджете города, который в 2000 году составлял 3 млрд. рублей, а по итогам 2013 года доходная часть выросла уже до 39,5 млрд. При этом доля собственных доходов города превышала 80%. Сейчас бюджет уменьшился. А доля затрат на обслуживание муниципального долга в его структуре возросла.
Собственные доходы города – больное место нынешней городской власти. За два года их доля в бюджете сократилась почти на 13%. В 2015 году резко вырос долг застройщиков за аренду земли. Он составляет более 3 млрд., это почти 10% от доходной части бюджета. И уже полгода чиновники не могут показать убедительные результаты своей работы по взысканию этих средств. Из уст городских руководителей даже зазвучали комментарии, что не надо преувеличивать масштаб этих сложностей. Что на самом деле звучит как признание собственного бессилия.
Признавая важность проблемы качества дорог, в прошлом году мэрия впервые попыталась вовлечь горожан в выбор улиц для ремонта. Акция получила большой резонанс. Но в этом году выяснилось, что на фоне успешной информационной кампании специалисты мэрии оформили кадастровые документы лишь на 5% городских дорог. В итоге город получил в дорожный фонд акцизы лишь на 69 млн. рублей, которые погоды в уличном ремонте не сделали.
Сложные чувства вызывают объяснения начальника департамента ЖКХ мэрии Сергея Клестова в интервью сайту местной КПРФ о том, что в нынешнем году в программе капитального ремонта оказалось больше многоквартирных домов, чем ежегодно ремонтировалось в период с 2008 по 2013-й годы. В те годы и программы такой не было. А теперь она есть. И уже два года недовыполняется мэрией. Дома переходят с прошлого года на следующий. Поэтому, действительно, на этот год план у департамента Клестова просто залихватский – только с прошлого года 460 домов перешло.
Победа Локтя два года назад стала результатом совместных действий круга политиков, объединившихся в коалицию. Года не прошло, как объединение развалилось, и Анатолию Евгеньевичу в этой ситуации непросто: его критикуют со всех сторон – и традиционные оппоненты, и вчерашние союзники. Плохо и то, что городское хозяйство руками подчинённых щедро подбрасывает поводы для критики. Одни лишь дороги создают круглогодичный круг проблем, который кажется абсолютно безнадёжным, в плане разорвать. А есть ведь ещё общественный транспорт, развитие которого забуксовало на покупке нескольких чешских трамваев б/у. Есть точечная застройка, от которой обещали избавиться, но пока никак. Питание в детских учреждениях, качество песок-соляных смесей для дорог – перечень резонансных проблем можно продолжать.
Реконструированный кусочек Мочищенского шоссе возле улицы Жуковского – самый дорогой подарок новосибирцам в канун нынешнего Дня города. На фоне сокращения бюджета развития почти в 5 раз (с 5 до 1,2 млрд.) надо и за это сказать спасибо. От амбициозных проектов, таких, как строительство Центрального моста или новой ледовой арены, руководство города предпочитает держаться в стороне, уступая первый план областной власти. Но можно не сомневаться, что если эти проекты дойдут до воплощения, на финальной стадии у побед отцов прибавится. Целый год подчинённые Локтя преподносили ввод Бугринского моста, как великую заслугу градоначальника, хотя он занял свой пост всего лишь за полгода до завершения строительства. Впрочем, чтобы вовремя успеть перерезать ленточку, нужен талант политика, и в этой части Анатолий Евгеньевич может дать фору многим. |
|
|
|
|