Должность полпреда Президента в СФО в очередной раз становится почётной ссылкой. Теперь она досталась губернатору Севастополя Сергею Меняйло, не сумевшему удержать пост из-за внутриэлитного конфликта.
Собственно, и Николай Рогожкин мог послужить в Сибири подольше, если бы не аппаратный конфликт с заместителем Вадимом Гончаровым. Две недели назад Сводка ЦДЖ сообщила, что оба генерала вскоре будут отправлены на пенсию. Рогожкин уже сдал пост, Гончаров на очереди.
Рогожкина в Сибирь прислали дослуживать. Бывшему главнокомандующему внутренними войсками и заместителю министра внутренних дел подыскали солидную должность, чтобы скоротать последние годы перед уходом на заслуженный отдых. Работавшего на тот момент полпредом Виктора Толоконского надо было убирать, иначе это нарушало бы логику кремлёвской конфликтологии. Толоконский воевал с новосибирским губернатором Василием Юрченко. В итоге Василия Алексеевича снесли, но и Виктора Александровича на посту нельзя было оставлять – отправили в Красноярск губернаторствовать.
Пост окружного полпреда один из самых интересных в государственной власти: статус непропорционально выше ответственности. В Сибири пятый раз представителем Президента становится государственный деятель, которому нужно либо дослужить, либо перекантоваться в моменте. В 2000 году Владимир Путин отправил в Новосибирск заслуженного дипломата Леонида Драчевского, прозябавшего на бессмысленном посту министра по делам СНГ. Драчевского на посту полпреда сменил бывший начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, опасно фрондировавший в Москве и будто напрашивавшийся на почётную ссылку.
Вице-адмирал Меняйло переезжает в Новосибирск из Севастополя тоже не на повышение. Бывший заместитель командующего Черноморского флота России, проявивший себя во время операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, сделал политическую карьеру во время крымского кризиса 2013-2014 годов, оказавшись в нужное время в нужном месте. Фактически Меняйло был готов возглавить новую оборону Севастополя. Весной 2014 городской актив во главе с Алексеем Чалым предложил Путину кандидатуру Сергея Ивановича для назначения на пост губернатора. Однако гармония скоро сошла на нет. Отношения Чалого с Меняйло перешли в открытый конфликт.
В обычной ситуации администрация Президента зачистила бы и того, и другого. Но Крым пока ещё считается территорией с особым политическим режимом. Предать Чалого опале невозможно: 2,5 года назад именно он подписывал исторический договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. Но и Меняйло в такой ситуации нельзя было просто убрать. Тут и про сибирское полпредство вспомнили очень кстати.
И можно поверить самому новоявленному полпреду, что изменения в карьере стали для него неожиданностью. «Я сейчас еду в машине, подъезжаю к Севастополю, вы у меня спрашиваете то, чего ещё я не знаю. Из прессы узнаю о своём назначении. Я честно говорю, что не знал об этом», – заявил Меняйло в комментарии для РИА «Новости». Его просто убрали из Крыма, не посчитав нужным сообщить, когда и куда.
Несколько облегчат адаптацию ранее состоявшиеся знакомства с губернатором Новосибирской области Владимиром Городецким и мэром областной столицы Анатолием Локтем. С Городецким Меняйло подписывал соглашение о сотрудничестве в сфере информационных технологий на Международном экономическим форуме в Санкт-Петербурге. А Новосибирск и Севастополь побратимы с 2014 года.
Сергей Иванович молод, ему всего 55. События в Севастополе показали, что он честолюбив. У полпреда нет бюджета и реальных полномочий – руководителю с губернаторским опытом будет этого сильно не хватать. У Меняйло есть несколько возможных стратегий. Первая – смириться с судьбой и вникать в сибирскую специфику. В некоторых субъектах Сибирского федерального округа есть немолодые губернаторы, а у полпреда есть возможность добиться назначения на пост главы региона. Вторая – добиваться возвращения на федеральный уровень: в Москву или хотя бы ближе к центру. И в том, и в другом случае придётся идти путём интриг. А опыт показывает, что полпреды, бывает, тоже оказываются в проигрыше.