Тема: Город, Бизнес, Транспорт |
Лондон и Горнштейн замечены в общественном транспорте |
|
Известный в сфере медиа дуэт предпринимателей интересуется системой сбора платы за проезд в новосибирском транспорте. Речь может идти о выгодной концессии, готовящейся, в традициях времени, непублично.
Мэрия Новосибирска реформирует систему оплаты за проезд, чтобы повысить прозрачность и сделать её удобней для пассажиров. Да, намерения исключительно благие. И развиваются события в человеколюбивом ключе. В феврале 2016 года запущен переход от билетов к чекам, на которых указан маршрут, время и расстояние в пути. Считается, что это шаг к единому билету, который позволит оплачивать маршрут и при этом несколько раз менять виды транспорта, по необходимости. Гораздо более очевидным кажется путь к тотальной безналичной оплате. И здесь заготовлен ещё один сильный ход – возможность оплаты проезда во всех видах транспорта с помощью банковских карт.
В Новосибирске давно действует оплата проезда по «Единой транспортной карте», созданной муниципалитетом совместно с платёжной системой «Золотая корона». В нынешнем августе система «Электронный проездной – Новосибирск» отметила 10-летие. Юбилей может стать последней славной датой, если ЕТК будет вытеснена пластиковыми «визами» и «мастеркардами».
Предпосылки для этого есть. ЕТК продукт не вполне удобный, хотя бы потому, что его приходится регулярно пополнять. Банковская карта без пополнения тоже недееспособна, но ей можно рассчитываться не только в транспорте. Расчёт по картам через специально оборудованные терминалы уже опробовали в новосибирском метро. Эксперимент признан успешным, как с точки зрения удобства для людей, так и в плане экономической целесообразности. Руководство метрополитена планировало оснастить считывающими устройствами все терминалы, но оказалось, что у чиновников мэрии свой взгляд на развитие событий.
Альянс МУП «Пассажиртрансснаб» (оператора системы) и ЗАО «Золотая корона» (центр обработки платежей) может пополниться третьим участником – ООО «Окно-ТВ», основным учредителем которой является Яков Лондон, в прошлом медиамагнат, сохранивший некоторые медийные активы и определённое влияние. В мэрии и горсовете говорят, что в переговорах о проекте также участвует Анатолий Горнштейн, давний партнёр Лондона по медиапроектам. О связи дуэта с миром цифровых финансовых решений и коммуникаций ничего не известно. Специалистом в области информационных технологий является сын Анатолия Горнштейна Александр, уже больше года работающий главой департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска.
Но прежде, чем поднимется шум о конфликте интересов, отметим, что система платы за проезд это тема другого муниципального подразделения – департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. Его глава Сергей Райхман подписал письмо о проекте перераспределения комиссии за работу системы, взимаемой с перевозчиков. Документ процитировала газета «Новая Сибирь» в выпуске от 26 августа. 4% комиссии предлагается поделить в следующей пропорции –1,2% в пользу МУП «Пассажиртрансснаб», 1% «Золотой короне» и 1.8% «Окно-ТВ».
Чиновники говорят, что начальник метро Андрей Ксензов выступает против новой системы. Его устраивает собственное решение, позволившее, в том числе, сократить комиссию с 4 до 2%. В схеме из письма Райхмана кто-то кажется явно лишним. Если появляется новый частный игрок в лице «Окно-ТВ», непонятно, зачем оставлять «Золотую корону»? Если же без платёжной системы, разработанной «Центром финансовых технологий», обойтись никак нельзя, что же за такое уникальное ноу-хау предлагает Лондон? Напомним, реформа затевается, чтобы подключить к процессу ещё и глобального игрока, который позволит населению рассчитываться банковскими картами. Может быть, лишние в этой схеме муниципальные служащие? Зачем содержать «Пассажиртрансснаб», если можно сэкономить те же 1,2%? Ведь это деньги из карманов пассажиров.
Ввиду начавшейся дискуссии о новом повышении платы за проезд в городском транспорте, тема оптимизации комиссии за сбор платы может оказаться весьма острой. Сейчас Ксензов, неофициально оппонирующий плану Лондона, выглядит одним в поле воином, но скоро с каникул выйдут депутаты и расклад сил может измениться. Видны параллели с историей концессионного соглашения на строительство четвёртого моста и концессии на переработку мусора, которые сейчас на слуху: кулуарная проработка условий и попытка поставить общественность перед фактом. Думается, кроме ЦФТ и «Окно-ТВ» на рынке есть и другие организации, которые поборолись бы на конкурсе за возможность обслуживать транспортные платежи, если бы им предоставили такую возможность. |
|
|
|
|