Тема: Статьи, Город, Власть |
Полпред играет на опережение |
|
Президент меняет экономические принципы регионального развития, что повлечёт и политические последствия. Вопреки прогнозам, значимость окружных структур власти может возрасти, что сулит дивиденды Новосибирской области.
Накануне декабрьского послания Владимира Путина Федеральному собранию московские эксперты предсказывали: глава государства может представить чуть ли не конституционную реформу, меняющую систему управления в стране. Некоторые политологи считали, что «под нож» может пойти институт окружных полпредств. Вроде как свои политические функции по приведению региональных законов в соответствие федеральному полпреды выполнили, губернаторов усмирили, теперь можно на них сэкономить. Другие эксперты указывали на обновление в полпредствах, которое Путин провёл в 2016-м: назначения могли проводиться под более широкие задачи.
Послание получилось без сюрпризов. Но развитие событий после каникул показало, что изменения в управлении регионами действительно готовились. Вероятно, под эти задачи, в том числе, Президент сменил руководство своей администрации. 16 января Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года». Сейчас указ активно обсуждают те, кому он непосредственно адресован – окружные и региональные органы власти. Но конечные адресаты документа это избиратели. Главными приоритетами развития субъектов названо повышение качества жизни и выравнивание уровня благосостояния между регионами, а также внутри областей и краёв (проще говоря, между городом и деревней). Если ровнять будут не по бедным, а по богатым, жить станет веселей. По крайней мере, в планах. А планирование мероприятий в рамках нового регионального развития станет одной из главных государственных задач в нынешнем году, который является предвыборным. Это подготовка внутриполитической программы на следующий 6-летний срок Путина.
В последнее время некоторые губернаторы публично заговорили о необходимости менять отношения между субъектами и Москвой. В частности, глава Красноярского края Виктор Толоконский заявил, что существующая система нацелена на стабильность, а не на развитие: чтобы развиваться, регионам надо увеличить долю в распределении налогов. Указ Президента направлен на поощрение экономики субъектов. В том числе, и финансовой. Предполагаются меры для снижения долговой нагрузки субъектов. Появятся новые механизмы распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными структурами, а также возможности для получения дополнительных доходов. Но вместе с уменьшением денежной зависимости от центра, регионы получат новую систему федерального контроля за эффективностью расходов на местах. Кроме того, экономические интересы официально становятся важней территориальных.
Указ Президента открывает путь для развития макрорегионов – субъектов, объединённых по принципу развития общими государственными программами. По умолчанию макрорегионы совпадают с границами федеральных округов, но это не догма: области и края могут объединяться гибко для решения социально-политических и демографических задач. Хоть по двое, хоть сообразить на троих. До выхода указа для каждого губернатора главным приоритетом была собственная, региональная программа развития. Теперь важней станут межрегиональные проекты, способные дать синергетический эффект для всех участников.
Сами собой интеграционные процессы не побегут. Регионам нужно показать пряник, а, возможно, и кнут. Нет пока полной ясности и в том, кто будет администрировать макрорегиональные проекты. Будут ли под каждый макрорегион создавать федеральные министерства, как в случае с Дальним Востоком или Северным Кавказом? Сомнительно. Министерство по делам Крыма упразднили через года после создания: видимо, такой механизм управления посчитали не вполне универсальным. Скорее всего, функции координации и администрирования лягут на полпредства.
Содействие экономической интеграции регионов – новое поле деятельности для окружных структур, которые до сих пор занимались преимущественно юридической и кадровой координацией. Полномочным представителям придётся усиливать экономические блоки. Сибирский полпред Сергей Меняйло занялся этим практически сразу после назначения на пост летом 2016-го. Одной из первых публичных его инициатив стала реорганизация исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в Агентство развития Сибири для разработки и внедрения межрегиональных инвестиционных проектов. Проект Меняйло вызвал ропот у некоторых губернаторов и скепсис у экспертного сообщества: привычна модель, когда каждый регион сам за себя. Тем не менее, к Новому году исполком МАСС был реорганизован. Владимира Иванкова на посту председателя сменил Андрей Жуков, ранее работавший советником главы Федерального дорожного агентства и замминистра по развитию Крыма.
На прошлой неделе Жуков провёл пресс-конференцию, чтобы познакомить новосибирскую прессу с рабочими планами. Отметив, что по инвестиционным показателям СФО отстаёт от других округов, он посетовал на отсутствие у Сибири, как у макрорегиона, очевидной точки экономического роста, в отличие от Дальневосточного федерального округа. Решать эту проблему Жуков намерен через межрегиональные проекты, требующие государственных и частных инвестиций. В том числе, активно работать с московскими министерствами, ведомствами и госкорпорациями, которые можно заинтересовать новыми вложениями в Сибирь.
Судя по вышедшей прессе, журналисты скептически оценили планы Жукова. Если бы встреча состоялась неделей позже – после публикации указа о развитии макрорегиональных проектов – к словам нового главы исполкома МАСС было бы гораздо больше интереса. Складывается впечатление, что Меняйло с самого начала работы в Сибири знал о грядущих переменах в государственной политике регионального развития и готовил игру на опережение. Инструмент для координации макрорегиональных проектов уже создан: при наличии полномочий агентство может справиться с этой задачей меньшими ресурсами, чем понадобились бы для создания профильного министерства. Поэтому можно ждать новых тузов из рукава полпреда. Например, в виде конкретных проектов.
Впрочем, один из них уже также очевиден – это развитие программы реиндустриализации Новосибирской области. Об этом, в частности, упомянул и Жуков на пресс-конференции. Реиндустриализация вызвала интерес на федеральном уровне: координацией программы занимается межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Хотя целью программы заявлено перевооружение новосибирской промышленности, претендующие на господдержку проекты, охватывают интересы сразу нескольких регионов. На первые дивиденды от межрегиональной интеграции может рассчитывать столица Сибири, сообщает сводка ЦДЖ. |
|
|
|
|