Западно-Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения таможенного законодательства Новосибирской таможней, по результатам которой установлены нарушения законов, регламентирующих порядок и условия декларирования товаров при помещении товаров под таможенные режимы, взыскания таможенных платежей, производства таможенного контроля, допускаемые должностными лицами Новосибирской таможни на системной основе.
Проверка показала, что Новосибирской таможней и подчиненными ей таможенными постами не в полной мере выполняются функции таможенных органов, связанные с обязанностью осуществления таможенного контроля, организации борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
При достаточных основаниях полагать вероятность несоблюдения участником внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства должностными лицами Новосибирской таможни не во всех случаях используется система управления рисками, в том числе в случаях явного несоответствия характера товара условиям его перевозки.
Например, при перемещении в Российскую Федерацию из Республики Казахстан большой партии скоропортящейся продукции (лук и зелень) свыше 20 тонн, где значительную массу занимала тара (34,62 %), таможенный досмотр товара должностными лицами не проводился. Помимо того, что были все основания предполагать о противоправном завышении декларантом веса тары в целях уменьшения фактической товарной массы, должностными лицами таможенного поста не было принято мер к перевозчику, не соблюдавшему требования к транспортному средству, на котором перевозилась данная продукция, а также к декларированию всего товара.
В результате допущенных нарушений закона в доходную часть бюджета Российской Федерации не полностью поступили денежные средства от уплаты импортной таможенной пошлины.
Кроме того, самоустранение должностных лиц Новосибирской таможни и подчиненного ей таможенного органа от обязанности проведения таможенного контроля, возложенной на них Таможенным кодексом Российской Федерации, способствовало ввозу на таможенную территорию продукции, не прошедшей государственный санитарно-эпидемиологический контроль, чем нарушены требования ст. 16 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В деятельности таможенного органа имеют место нарушения действующего законодательства, связанные с неправомерным неприменением таможенным органом тарифных преференций в отношении товаров, чье происхождение документально и достоверно подтверждено из страны, с которой Российской Федерацией на основании соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли» установлен режим наибольшего благоприятствования.
При подтверждении декларантом происхождения товара из страны с режимом наибольшего благоприятствования преференции по уплате таможенных платежей таможенным органом необоснованно не представляются.
Указанные выше нарушения, допущенные должностными лицами таможни, стали возможны в результате неосуществления ведомственного контроля, в том числе со стороны руководства таможни.
По результатам проверки Западно-Сибирской транспортной прокуратурой внесено представление. Необходимо отметить принципиальность, с которой руководство Новосибирской таможни подошло к рассмотрению представления, ряд должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты конкретные меры с целью предупреждения подобных нарушений.