Планируется, что в 2009 году доходы областного бюджета вырастут на 17,7 процентов в сравнении с 2008-м годом и составят 79 млрд. рублей. Расходы – на уровне 82 млрд. рублей. Эти цифры прозвучали сегодня на публичных слушаниях по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Увеличение доли собственных доходов областного бюджета и снижение безвозмездных поступлений в последние годы первый заместитель губернатора Василий Юрченко назвал главной тенденцией, свидетельствующей о самодостаточности региона. Отсюда и главная задача – «усилить роль бюджета в развитии экономики области и повышении уровня жизни населения». В 2007-м и 2008-м годах темпы роста экономики области по ряду ведущих показателей превышали среднероссийские. Сохранить столь высокие темпы возможно только при активном росте во всех основных отраслях -- отметил первый заместитель губернатора. Василий Юрченко остановился на инвестиционной составляющей бюджета, акцентировав внимание на новой статье расходов – государственной поддержке технического перевооружения в промышленности. Планируется субсидировать предприятиям часть стоимости приобретаемого технологического оборудования не старше двух лет со дня выпуска. В условиях кадрового дефицита, когда на первый план выходит проблема повышения конкурентоспособности продукции, модернизация производства становится особенно актуальна. В бюджете-2009 увеличиваются цифры господдержки сельскохозяйственного производства. Планируется, что темпы роста расходов по департаменту АПК в сравнении с 2008-м годом составят 126 процентов, расходы на капитальное строительство увеличатся на 16,4 процента, на 27 процентов возрастет финансирование дорожного хозяйства. При этом существенную часть расходов областного бюджета –16,9 процента планируется направить на реализацию мероприятий социальной политики. С 1 января заработная плата сотрудников бюджетных учреждений будет увеличена на 30 процентов.
«Бюджет с хорошей динамикой, многими его показателями мы можем гордиться», -- оценил законопроект председатель комитета облсовета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Виктор Осин. Тем не менее, по мнению Виктора Осина, при знакомстве с законопроектом создается впечатление, что бюджет 2009 года разработан не на основе преемственности, как должно быть при трехлетнем бюджетном планировании, а «мы его формируем по новой». Изначально бюджет на три года планировался бездефицитным, а теперь в бюджеты 2009-2011 годов закладывается дефицит. Переход на финансирование по нормативу от собственных доходов так и не стал стимулом для муниципальных образований. Приведя примеры бюджетов муниципальных образований, Виктор Осин подытожил: «До сих пор не сделано серьезных шагов, чтобы методика расчета уровня межбюджетных дотаций была справедливой».
Формирование бюджетов муниципальных образований оказалось не меньшей проблемой, чем областной бюджет. Даже благое для муниципальных образований решение – передать в собственность социальные объекты - выполнить оказалось не так просто. Проведение землеустроительных работ, лицензирования и других процедур оформления требует денег. Средства для этого обязательно нужно заложить в бюджет - сказал об общей беде председатель Совета депутатов Купинского района Валерий Микишев. «Механическим» назвал подход к формированию бюджетов муниципальных образований сенатор Виктор Леонов: «Надо в центр ставить не «средневзвешенные показатели», а человека и сделать процесс более прозрачным».
Рекомендации, полученные сегодня в ходе публичных слушаний, будут учтены при работе над законопроектом в комитетах областного Совета.