Прикрываясь государственной программой ОАО «Россельхозбанк» обязал администрации районов помогать ему в привлечении клиентов и в возврате задолженности
21 и 22 января 2009 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области рассмотрено четыре дела в отношении администраций Баганского, Маслянинского, Мошковского и Татарского районов Новосибирской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк») по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В 2008 году ОАО «Россельхозбанк» заключило с администрациями вышеуказанных районов соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», с нарушением статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
Согласно этим соглашениям администрации районов обязуются: - предусматривать в бюджете района средства для субсидирования затрат предприятий и организаций агропромышленного комплекса, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, жителей сельской местности, молодых специалистов и молодых семей на улучшение жилищных условий по уплате процентов на полученные в Банке кредиты;
- оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;
- оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;
- информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.
Из вышеизложенного следует, что администрации обязались оказывать Банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» предоставлено на территории этих районов преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории районов. Конечно, государственную программу развития сельского хозяйства необходимо реализовывать, но без ограничения конкуренции и нарушения закона.
Комиссия признала ОАО «Россельхозбанк» и администрации районов нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, с требованием внести изменения в заключенные соглашения.