В течение двух лет в российском уголовно-процессуальном праве действует институт досудебного соглашения о сотрудничестве, в обиходе называемый «сделка с правосудием». Практика применения прокурорами полномочий при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений, предусмотренных главой 401 УПК Российской Федерации показала, что подозреваемыми (обвиняемыми) в основном заявляются досудебные соглашения о сотрудничестве с целью смягчения наказания.
С учетом требований ст.317.1 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия, в котором должно быть указано, какие конкретные действия лицо обязуется выполнить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.
По смыслу главы 40.1 УПК РФ заключение досудебного соглашения о сотрудничестве обязанностью стороны обвинения не является, зависит не только от желания подозреваемого (обвиняемого), но и от волеизъявления следователя, руководителя следственного органа и прокурора представляющего сторону обвинения.
Также, необходимо отметить, что возможности для заключения досудебного соглашения о сотрудничестве могут быть утрачены, если преступление раскрыто, все его участники установлены и изобличены, собранные доказательства по делу подтверждаю виновность привлекаемых к уголовной ответственности лиц.