Тамара Касьянова, к.э.н. Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» считает, что моногорода несут много потенциальных рисков. Развитие таких центров должно сопровождаться поддержкой со стороны государства. В основном моногорода специализируются на производстве. Сейчас особую тревогу вызывают металлургические, угольные центры, а также пункты целлюлозно-бумажной и лёгкой промышленности. Например, конъюнктура рынка металлов- снижение котировок и сокращение спроса- спровоцировала убытки компаний.
От ликвидности местных предприятий зависит не просто объём её прибыли, а социально-экономическая ситуация в городе. По установленным критериям, моногородом считается муниципальное образование, где более 5 000 человек, или более 20% экономически активного населения, заняты на градообразующем предприятии. А это означает, что в случае проведения оптимизации на улице останется целая армия безработных, которым некуда трудоустраиваться. Кроме того, убытки предприятия автоматически приведут к дырам городского и регионального бюджета.
Полноценное развитие узкоспециализированных городов потребует немалых средств. Частично расходы покроет капитал инвесторов, которых нужно привлекать благоприятными условиями ведения бизнеса. Поскольку крупное предприятие в городе уже есть, стоит сделать ставку на сектор малого предпринимательства. Система мониторинга и поддержки моногородов стартует в 2015 году, однако программы необходимо разрабатывать уже сейчас. Местным властям предоставили месяц, в марте инвестиционные проекты должны лежать на столе федеральных чиновников.
Работа предстоит большая и длительная - на сегодняшний день в России насчитывается 342 моногорода. Причём каждый имеет свою специфику, преимущества, недостатки и отрасли, потенциально привлекательные для инвесторов. Речь не идёт об отказе от такого феномена как моногорода, но они должны снизить зависимость от одного единственного предприятия и решать все проблемы за счёт его доходов.