Тема: Статьи, Недвижимость |
Обманутые дольщики Новосибирска – проблема федерального уровня |
|
Завершение работ по долгостроям стало привлекательным рынком. Инструментами конкурентной борьбы и здесь становятся отжимание бизнеса и административный ресурс.
31 января работники строительной компании «Дорстрой-Сибирь» уволились почти в полном составе. Если название компании не говорит ни о чём, значит, вы счастливый человек, не сталкивавшийся с проблемами недостроев и обманутых дольщиков. Основной бизнес этих строителей – как раз доведение до сдачи в эксплуатацию проблемных объектов. «Дорстрой-Сибирь» работал по контрактам с жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), которые создавали покупатели недостроенных квартир. Компания на рынке с февраля 2012 года, и проявила себя, как надёжный подрядчик. Проблемных строек в Новосибирске больше, чем в любом другом городе Сибири, поэтому фронт работ на перспективу приличный. В особенности благодаря стимулированию борьбы с долгостроями выделением земельных участков под перспективную застройку, сообщает сводка ЦДЖ.
Обманутые дольщики Новосибирска – проблема федерального уровня. Депутат Госдумы Александр Хинштейн, глава рабочей группы Президиума Генерального совета «Единой России» по защите прав дольщиков, приезжает в столицу Сибири не то чтоб часто, но регулярно. Власти привлекают к решению проблемы брошенных строек компании, готовые инвестировать ради новых участков. На практике же подряд на завершение строительства проблемного дома может доставаться одним, а причитающаяся земля другим.
В марте 2014 года «Дорстрой-Сибирь» выиграл конкурс на завершение строительства долгостроя по адресу Красина, 60. По условиям тендера, победитель должен был перечислить более 35 млн. рублей на достройку на счёт ЖСК и, в качестве бонуса, получить участок более 0,8 га по улице Мясниковой в Калининском районе. Своих оборотных средств компании не хватало, и владелец Андрей Бедарев взялся искать инвестора. Удалось договориться с группой компаний «Стрижи», показывающей впечатляющую динамику развития на городском строительном рынке. Договорились просто: «Дорстрой-Сибирь» получает деньги и подряд на достройку дома, «Стрижам» достаётся участок на Мясниковой.
Сотрудничество оформили, как стратегическое. «Дорстрой» должен был и дальше участвовать в конкурсах на завершение проблемных домов; «Стрижи» обеспечивали финансирование и забирали выигранные участки под застройку. Кроме дома на Красина, Бедареву удалось по этой схеме сработать со «Стрижами» на долгострое по адресу Станиславского, 10.
Самым крупным опытом сотрудничества стал проект по долгострою 18-этажного дома на Новосибирской, 27. По условиям конкурса, победитель должен был перечислить ЖСК 293 млн. рублей, тем самым, закрыв дефицит средств на завершение стройки. В обмен на финансирование «Стрижи» получили участок площадью более 5 га на Родниках – достаточно, чтобы развернуть строительство целого жилмассива. В приложении Business Guide к газете «Коммерсант» от 31 октября председатель совета директоров ГК «Стрижи», глава комиссии по градостроительству совета депутатов Новосибирска Вячеслав Илюхин комментировал конкурс так: «Дорстрой-Сибирь» выигрывает конкурс, получает гарантированные объемы работ. Мы получаем землю, пусть даже по высокой цене».
По высокой ли, или по низкой цене 5 гектаров на Родниках достались «Стрижам» в собственность – это вопрос отдельной дискуссии. А факт в том, что сотрудничество с «Дорстроем» было построено на профилактической зависимости. 80% долей в «Дорстрой-Сибирь» ещё летом были переведены под контроль топ-менеджеров «Стрижей». Хотя Бедарев сохранял контроль над компанией, партнёры по согласованию с ним назначили нового директора. По словам Бедарева, его заверили, что это лишь для подстраховки, как временная мера. Но временным для Андрея Фёдоровича оказалось взаимовыгодное сотрудничество. После новогодних каникул бывшего основного владельца «Дорстрой-Сибири» оставили не у дел. Охрана получила приказ больше не пускать Бедарева на объекты компании.
Формальный повод для спора появился в связи с финансовой деятельностью «Дорстроя». Создателя компании обвинили в нецелевом использовании средств, хотя о какой нецелёвке может идти речь в частном бизнесе? Если б для претензий был криминальный повод, дело наверняка бы вылилось в жалобы правоохранительным органам от представителей ЖСК. Бедарев перед партнёрами отчитался, но с 8 января его оставили за бортом его собственной компании. Андрей Фёдорович считает, что, таким образом, у него просто отняли бизнес.
С юридической стороны, ситуация сложная. Бедарев сам отписал «Стрижам» 80% долей, добровольно выбрав роль миноритария. Оспаривать былое сложно, да и желания такого нет. Из трёх совместных проектов «Дорстроя» со «Стрижами» дом на Красина, 60, уже сдан в эксплуатацию, а работы по дому на Станиславского, 10, почти закончены. 18-этажка на Новосибирской, 27, осталась в распоряжении «Стрижей», как и имущество «Дорстроя». Но Бедарева сейчас беспокоит другое – возможное вмешательство административного ресурса в новые проекты.
За годы работы на рынке проблемного жилья Бедарев заслужил доверие среди обманутых дольщиков. Поэтому у него есть предварительные договорённости с участниками нескольких ЖСК на работу по завершению строительства. Есть и инвесторы, заинтересованные в сотрудничестве. В частности, Бедарев называет компании «Энергомонтаж» и «Метаприбор». Уже создана компания «Дорстрой-Сибирь НСК», в которую перешли работники ООО «Дорстрой-Сибирь», ушедшие за Бедаревым. Есть возможности продолжать и развивать бизнес, бороться за победы на новых конкурсах. Но руководители ЖСК рассказывают о странных обстоятельствах. Якобы начальник юридического отдела областного минстроя Лариса Гильмутдинова стала обзванивать кооперативы с предупреждениями о нежелательности сотрудничества с Бедаревым. На эту же тему Гильмутдинова говорила с Викторией Пеньковой, помощником Хинштейна. |
|
|
|
|