В Москве разгорается большой скандал по поводу намерения правительства изъять сибирское зерно, чтобы накормить жителей столицы дешёвым хлебом
Новосибирским властям надо было бы обратить внимание на ситуацию: одними директивами рост цен надолго не остановишь.
Стоимость зерна – отправная точка ценообразования почти всего продовольственного рынка. Когда цены идут верх, чиновники, в первую очередь, бросаются душить зернопроизводителей. Испытанные методы – продажа зерна из государственного фонда по ценам ниже рыночных и ограничение экспорта. В нынешнем году вывоз пшеницы за рубеж уже ограничили пошлинами. Но цены остаются на высоком уровне, и это давит на всех переработчиков – мукомолов, хлебопёков, молочников, мясников.
Главным социальным продуктом в России традиционно считается хлеб. Сдерживание цен на основные сорта хлеба во все годы считалось важной миссией власти. Но все ли средства для этого хороши? На федеральном уровне сразу несколько солидных организаций – Торгово-промышленная палата России, Ассоциация отраслевых союзов АПК «АССАГРОС», Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, и Российский зерновой союз – бьют тревогу по поводу намерения правительства России распределить 600 тысяч тонн государственной продовольственной пшеницы по льготным ценам среди ряда крупных предприятий Москвы и Московской области. Хлебопёки получат муку по ценам ниже рыночных под обязательства удерживать льготные цены на ряд позиций.
ТПП и отраслевики возмущены кулуарностью разработки столь значимого решения. В обращениях к Президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву говорится о грубых нарушениях правил товарных интервенций: речь идёт о демпинговых поставках для избранных участников рынка, в то время как другие производители могут обанкротиться. По идее, это повод для вмешательства ФАС.
Кроме того, авторы обращений указывают, что зерно для Москвы и области предполагается поставлять из Сибирского федерального округа, где дефицит зерна как раз чувствуется довольно остро. Как удалось выяснить автору ЦДЖ, картина могла быть совсем другой. Президент Сибирского зернового союза Дмитрий Терешков подтвердил, что крупные московские хлебозаводы получили уведомления о грядущих поставках льготной муки и ожидают сырьё высокого качества: всем понятно, что речь идёт о пшенице 3-го класса из Сибири. На территории Новосибирской и Омской областей хранится порядка 85% государственного зернового фонда. Нигде больше правительство не могло бы взять столь крупные объёмы пшеницы. К слову, транспортировка сотен тысяч тонн зерна из центра Сибири до Москвы тоже влетит государству в круглую сумму.
В прошлом году на фоне общероссийского рекордного урожая Сибирь пострадала от засухи. В регионах СФО дефицит зерна неуклонно подталкивает цены вверх. В начале февраля на совещании у министра сельского хозяйства РФ Николая Фёдорова представители отраслевых союзов обсуждали меры по повышению эффективности (по-русски – по регулированию) зернового рынка. Основной лейтмотив сводился к идее закрыть экспорт и дело с концом. Терешков, участвовавший в совещании, предложил более долгоиграющую стратегию – возродить региональные зерновые фонды и продовольственные корпорации, которые на локальных рынках тактикой своевременных покупок и продаж могли бы сглаживать резкие колебания рынка. Такая практика хорошо зарекомендовала себя в Казахстане. А на краткосрочную перспективу Терешков предложил частично разбронировать госзапасы зерна, хранящиеся в Сибири, чтобы выправить баланс после неурожая: предоставить зерно сибирским мелькомбинатам и далее хлебозаводам по госцене под жёсткие обязательства в части сдерживания цен на хлеб в регионе.
Министр предложения выслушал с интересом. Но теперь стало очевидным, что в течение марта правительство готовило план по переброске зерна из Сибири для поддержки столичных переработчиков. Прямо как в 1941-м, когда сибирские дивизии перебрасывали под Москву, чтобы остановить натиск гитлеровцев. Только сейчас подобной опасности нет. По уверению многих экспертов рынка (все данные и комментарии есть в открытом доступе), дефицита зерна в столичном регионе не наблюдается. О нехватке сырья публично в конце прошлого года говорил лишь совладелец зерновой компании «Настюша» Игорь Пинкевич, контролирующий 35% московского рынка хлеба. Логично, что именно «Настюша» и станет основным адресатом льготных поставок государственной муки.
Предпримут ли что-нибудь по поводу этой истории власти сибирских регионов? Нехватка зерна сказывается на рынке всё сильней, а до нового урожая ждать больше полугода. 2 апреля на заседании областного правительства губернатор Владимир Городецкий распорядился разработать к середине мая систему мер, гарантирующих достаточный запас зерна для областных хлебопёков. Но эти меры – не на ближнюю перспективу.
Бесспорно, что создание в нынешней ситуации особых условий для Москвы и Московской области одинаково нарушает интересы всех остальных регионов. Но для Новосибирской и Омской областей ситуация обидней втройне. Во-первых, сибирские регионы объективно пострадали от засухи, и, если кому помогать за госсчёт, так надо бы нам в первую очередь. Во-вторых, интервенционное зерно хранится именно на нашей территории. Своё слово ещё должны сказать местные переработчики, которых чиновники уламывают сдерживать цены. Бизнесмены обязательно должны добиваться от местных властей таких же льготных условий, как у столичных коллег. Ведь всё для блага потребителя, не правда ли? И чем ближе этот потребитель, тем лучше.