Тема: Статьи, Город, Бизнес, Политика |
Ликвидация Гусинобродской барахолки стартовала точно в срок – 1 октября |
|
Теперь политическим вопросом стали условия переезда арендаторов в стационарные торговые комплексы, сообщает сводка ЦДЖ.
Несколько десятилетий барахолка была символом городской торговли. Казалось, что рынки переживут любые бури. Изменения в федеральном законодательстве поставили торговлю из контейнеров на Гусинке вне закона ещё с 1 января 2014 года. Но планы закрыть барахолку, намеченные властями, несколько раз откладывались.
Главной причиной отсрочек была нехватка альтернативных торговых мест. По разным оценкам, на рынках сегодня от 3 до 5,5 занятых контейнеров. При этом исторически сложилось так, что в глазах покупателей (и оптовых, и розничных) рынок воспринимался, как единое целое. Если бы арендаторы разъехались по разным центрам, был бы утрачен синергетический эффект.
Единственным «правопреемником», способным по масштабу сравниться барахолкой, стал проект компании «Норд сити молл», которая строит торгово-логистический комплекс на пересечении Северного обхода и Пашинского шоссе. Проектная мощность трёх очередей комплекса 3000 мест, но конструктивные решения позволяют разместить под одной крышей и большее количество арендаторов.
Завершение строительства первой очереди НСМ позволило властям определённо говорить об окончательном прекращении нелегальной торговли под открытым небом на Гусинке с 1 октября. Альтернативный проект – торговый комплекс «Восток» на 1500 мест – уже начал приём арендаторов. Оживились владельцы ещё нескольких ТЦ в районе Гусинобродского шоссе, рассчитывавшие заполнить пустующие площади «беженцами» с барахолки и неплохо на них заработать.
1 октября, когда входы на рынки были действительно ограничены, многие арендаторы собрались на спонтанный сход. Полиция была готова к возможным накладкам, поэтому противоправных действий типа перекрытия Гусинобродского шоссе удалось избежать. Были наготове и журналисты, поэтому претензии предпринимателей немедленно оказались в эфире. Торговцы жаловались, что в соседних ТЦ с них требуют непомерную плату за вход – так называемые «посадочные», оформленные под разными предлогами. Сумма требований, со слов арендаторов, достигает 1,5 млн. за одно место. При этом платёж даже в 200-300 тысяч рублей для сотен арендаторов является критичной суммой.
Вторая претензия арендаторов – неизбежная разобщённость. Уже запущенные ТЦ смогут принять каждый понемногу. Захотят ли оптовики из регионов объезжать по несколько центров подряд? Для торгового бизнеса это вопрос жизни и смерти. У НСМ первая очередь на 1000 мест будет открыта для арендаторов к 1 ноября, но арендаторов смущает, что речь идёт лишь про техническое открытие, а официальное ожидается лишь в январе. В следующем же году будут готовы вторая и третья очереди торгово-логистического комплекса.
Разница между техническим и официальным открытием не всегда очевидна. Один из крупнейших торгово-развлекательных центров «Галерея Новосибирск», например, не без сложностей отрыл двери в прошлом декабре, а официального открытия, ранее проанонсированного, не было до сих пор. Если же речь идёт о юридической стороне вопроса, то здесь есть свои тонкости. Но если фактически центр сможет начать работу с 1 ноября, это решит существенную проблему, ставшую на сегодняшний день политической.
В ответ на жалобы предпринимателей с барахолки мэр Анатолий Локоть поручил своему первому заместителю Виктору Игнатову провести работу с владельцами торговых центров с тем, чтобы отменить взимание посадочных. Посыл гуманный, но как можно отменить то, чего формально нет? В комментариях представителей «Востока», к примеру, ранее уже звучало, что крупные суммы за вход с предпринимателей якобы требуют оптовые арендаторы, ранее забронировавшие места. Форм для «посадочных» может быть много, а суть одна: это наличные деньги, идущие мимо кассы, не по договору. То есть, в старых традициях барахолки.
По словам гендиректора «Норд сити молл» Вагана Авакяна, компания не намерена греть руки на беде людей, вынужденных переезжать на новые места. «Никаких «посадочных» в «Нордмолле» не будет. С ноября по январь мы предоставляем «арендные каникулы», далее размер платы за торговое место будет примерно на таком же уровне, как до 1 октября на рынках», – утверждает Авакян. Такие финансовые условия не вписываются в планы по выходу на окупаемость за 8-9 лет, и в будущем компания намерена поднять размер аренды. Но, по словам Авакяна, это произойдёт лишь после того, как вырастет покупательский трафик и оборот арендаторов. «У нас есть достаточный финансовый запас, чтобы поддержать предпринимателей и взять на себя риски переходного периода. Мародёрством заниматься мы не собираемся», – заявил гендиректор НСМ.
Переходный период неизбежен для всех, кто разъезжается с барахолки. Переезд в любой торговый комплекс чреват временным провалом в торговле. В этой ситуации возможности власти для поддержки предпринимателей ещё не исчерпаны. Например, тем, кто уже заключил договор аренды, к примеру, с тем же НСМ, можно было бы дать возможность «досидеть» до переезда где-нибудь на территории муниципальной ярмарки «Гусинобродская». Почти два года эта «ярмарка» работала вне закона, и краткосрочное решение в интересах готовящихся к переезду торговцев не выглядело бы отступлением от курса на полную ликвидацию незаконной торговли. |
|
|
|
|