Экстренный номер "112" прошёл госиспытания, но заработает в полном объёме только через полгода. На этой неделе в новосибирской области специалисты разных ведомств испытывали новую единую систему вызова оперативных служб. Из федерального и областного бюджета на неё потрачено более 300 миллионов рублей.
Три девятки. Таким был первый общенациональный телефонный номер для вызова служб экстренной помощи. В 1937 его запустили в Великобритании. Более знаменитый американский "911" заработал только в конце 60-х. В России в качестве единого выбрали принятый в странах Европы, одинаковый и для стационарных и для сотовых, номер "112". Для начала его решили внедрить в нескольких регионах страны. И наша область оказалась среди первопроходцев.
"Система-112" объединяет множество диспетчерских различных оперативных ведомств. Пожарной охраны, спасателей, скорой, полиции, аварийных газовых сетей. В новосибирской области была проблема с подключением службы антитеррора. Оно зависело от федерального финансирования и было запланировано на 2017-й год, но завязать ФСБ на новый тревожный телефон удалось раньше.
Ускорить время приезда оперативных служб удастся именно в тех случаях, когда ситуации сложные. Например, если звонящий начинает говорить о возгорании, на место выезжают пожарные. Если далее следует информация о том, что ЧП происходит на трассе, есть пострадавшие, прямо в ходе разговора диспетчер подключает к решению проблемы необходимые службы. В дежурной смене 23 человека - старший, психолог и операторы. При этом они должны понять, если к ним обратятся не только по-русски, но им по-английски. С октября началась опытная эксплуатация. А 21-го декабря принимать систему приехала госкомиссия. В целом одобрила. Но указала на ряд недостатков.
В промышленную эксплуатацию систему запустят только когда недостатки устранят и выйдет соответствующий приказ минкомсвязи. Что-то должны исправить к концу зимы, решить проблемы в районах области - к началу лета. И это уже вызвало недовольство депутатского корпуса. Бюджетные деньги на единый телефон выделили, а его запуск откладывается. Возможно телефон будут вводить постепенно - сначала в Новосибирске и других крупных городах. а потом - на всей территории. Конечно, ещё представит большая работа и для того, чтобы закрепить номер 112 в сознании людей. В первый день испытаний операторы приняли полторы тысячи звонков. Большая часть из них - случайные. Напомню, что по умолчанию именно этот номер спасения набирают сотовые телефоны, которые часто попадают в руки детей.