Тема: Статьи, Область, Недвижимость |
Долги застройщиков бьют по рейтингам политиков |
|
Чем дольше обсуждают проблему долгов строительных компаний перед Новосибирском, тем острее дискуссия и выше риски ухудшения ситуации. Руководство мэрии молчит о вариантах решения вопросов задолженности конкретных компаний, хотя наибольшие риски несёт как раз муниципалитет, сообщает сводка ЦДЖ.
В 2015 году новосибирские общественники взяли мэрию в осаду требованиями опубликовать список компаний, задолжавших за аренду земли под строительство. Городская власть сама спровоцировала эту ситуацию, признав существенный рост просроченной задолженности. В течение прошлого года счётчик намотал более 700 млн. рублей. Совокупный долг вырос почти до 3 миллиардов. На фоне крайне скудного бюджета-2016 эти миллиарды приобрели двойную привлекательность.
Понятно, что полностью долги собрать в обозримой перспективе невозможно, поскольку значительная часть приходится на банкротов, наплодивших в Новосибирске долгострои. Но сумму в 1,3-1,5 млрд. рублей финансисты считают реальной к взысканию. А это – ещё один годовой бюджет развития города.
Но сказав «А» и признав рост задолженности, мэрия не хочет произносить «Б», с партизанским упорством скрывая, собственно, должников. А город жаждет знать своих героев в лицо. Поэтому общественники потребовали от властей раскрыть список задолжавших застройщиков. А мэр Анатолий Локоть отказался, сославшись, что это нанесёт репутационный ущерб компаниям и пошатнёт их и без того непрочное положение. Такой же точки зрения придерживается областное министерство строительства.
Парадокс в том, что за несколько месяцев, на протяжении которых обсуждается проблема долгов, все уже более-менее поняли, о каких компаниях идёт речь. В мэрии открыто говорили, что в списке должников – лидеры новосибирского жилищного рынка. То есть, крупнейшие компании, обеспечивающие рекордные объёмы ввода жилья и активно размещающие рекламу, тайно копят долги, задерживая платежи в бюджет города.
Более того – местные СМИ со ссылкой на анонимные источники уже неоднократно публиковали список из 10 крупнейших застройщиков-должников. Официально чиновники этот список не признали и не прокомментировали, но и опровержений не было. Между тем, в лидерах списка – компании Алексея Джулая и Майиса Мамедова, что добавляет ситуации нездоровую пикантность. Джулай – депутат горсовета, член комиссии по градостроительству. Мамедов месяц назад избран председателем комитета Законодательного собрания по строительству, ЖКХ и тарифам. Народные избранники рискуют получить прямые обвинения в конфликте интересов, если их уличат в попытках непосредственно влиять на вопрос, публиковать список должников или нет.
В горсовете, к примеру, об этом уже заговорили, после того, как Джулай в соавторстве с депутатами, представляющими строительный концерн «Сибирь» Дмитрием Червовым и Сергеем Моисеевым предложили создать рабочую группу по вопросу публикации списка должников. О ситуации с долгами «Сибири» в недавнем интервью журналу «Эксперт-Сибирь» говорил руководитель департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгий Жигульский.
Вопрос может приобрести дополнительную остроту в связи с политикой. Большинство застройщиков в горсовете и заксобрании представляют «Единую Россию», и перед парламентскими выборами крупнейшая партия может оказаться под ударом из-за должников, обескровливающих бюджет. Впрочем, коммунистическое руководство города, покрывающее должников, вряд ли будет выглядеть краше. Губернатор Владимир Городецкий со своей позицией, похоже, определился. В комментарии для сайта «Сибкрай» он заявил, что обнародование списка должников может «оздоровить» ситуацию, потому как «никому не хорошо быть в каких-то там двоечниках».
17 февраля, отчитываясь перед горсоветом о работе мэрии в 2015 году, Анатолий Локоть был вынужден в очередной раз комментировать ситуацию с долгами застройщиков. Позиция градоначальника не изменилась – одни лишь общие фразы, типа «остановка строительства одного дома в Новосибирске – это катастрофа в нынешних бюджетных условиях, поэтому мы ищем варианты, чтобы эта задолженность была погашена, списывать её никто не собирается». 18 февраля, комментируя ситуацию для прессы, мэр был более откровенен: «Основными должниками являются не один «Дискус», четыре крупных организации. Они известные, крупные, и у них серьёзный накопился долг».
В числе вариантов расчёта застройщиков по долгам мэрия обсуждает предоставление квартир для расселения льготников, либо участие в строительстве социальных объектов и дорожных объектов, а также участие в капительном ремонте. Но механизм обсуждения опять же покрыт тайной. Среди строителей, между тем, ходят слухи, что некоторые – избранные – компании рассчитывают сократить или вовсе обнулить долги. Таким образом, они получат мощное преимущество перед конкурентами, исправно рассчитывающимися с бюджетом. На падающем рынке такая фора может стать решающей.
Но ключевая аудитория мэра это, конечно же, не строители, а избиратели. Обычные горожане смотрят на долги, накопленные застройщиками, совершенно не так, как политики и бизнесмены. Обсуждение тайного списка должников в эфирах новосибирских радиостанций показывает, что люди вообще не понимают, в чём тут проблема. Пригвоздить должников к позорному столбу – это народ считает мягкой формой воздействия. Звучат гораздо более радикальные предложения. И людям довольно сложно объяснить мотивы власти, недостаточно решительно взыскивающей долги.
Вполне творческим решением могла бы стать публикация списка добросовестных партнёров муниципалитета среди застройщиков. Тех, кто вовремя платит по долгам. Но можно поспорить, что власть и тут найдёт отговорку. Например, чтоб не делать рекламу одним участникам рынка в ущерб другим.
Конечно, далеко не все обыватели отдают себе отчёт, к каким социально-экономическим последствиям приведёт банкротство хотя бы одного крупного застройщика. Но даже если вывести за рамки вопрос об острой бюджетной недостаточности, люди имеют право знать истинное положение дел на строительном рынке. Ведь кто-то сегодня принимает решение о покупке жилья, не зная о долгах компаний перед городом. А сколько ещё может быть долгов перед контрагентами… При неблагоприятном развитии событий ответственность за это незнание ляжет на власть, осознанно скрывающую проблемы застройщиков. |
|
|
|
|