1 процент "за". В Министерстве внутренних дел на днях подвели итоги опроса россиян об их отношении к намерению власти ввести штрафы за опасное вождение. Основными причинами такого стиля езды опрошенные считают недостаток личной культуры и воспитания, а также завышенное самомнение агрессивных водителей. Напомню, в конце марта предложение ввести понятие "опасное вождение" в правила дорожного движения рассмотрело правительство России.
Речь на заседании правительства, где обсуждался этот вопрос, шла об игре в шашечки - быстром хаотичном перемещении между рядами, наказании других водителей резким торможением, междурядье, т.е. игнорировании разметки полос и дрифте, или управляемом заносе. Наряду с превышением скорости все это считается лихачеством, которое по статистике, стоит на третьем месте среди причин автомобильных аварий в России. Опытный гонщик и инструктор по вождению Павел Григорьев говорит: этим мы сильно отличаемся от Европы.
Особой подготовки из вышеперечисленных маневров требует только дрифт, им увлекаются, в основном, молодые водители заднеприводных машин. Полем для экспериментов они часто выбирают дорогу. При том, что окружающие могут быть к этому не готовы. Как и к трем другим агрессивным маневрам, которые из-за своей незамысловатости более популярны. Борьбу с лихачами отсутствие профильных штрафов, конечно, осложняет, но она все-таки идет. В Новосибирске этим занимается специальное подразделение ГАИ.
Получается, пока агрессивных водителей ловят на сопутствующих нарушениях. Для этого приходится попотеть: выследить, сесть на хвост и зафиксировать повторное нарушение. Патрулирование ведется в парах: машина ГАИ и гражданское авто. В день инспекторы составляют около 40 протоколов. В масштабах города получается, слегка грозят пальцем. Но к каждому решившему наказать соседа торможением или внезапным уходом на другую полосу инспектора не приставишь. Между тем, это одни из самых опасных трюков. При внезапном появлении преграды избежать столкновения не смогли даже инструкторы-контраварийщики. А вот к чему может привести игра в дорожные шашки. Ситуация утрированная, но для вылета с трассы не обязательно ехать быстро, достаточно раскачать машину частыми перемещениями.
В общем, наказывать лихачей есть за что. Но как это сделать? Патрулей и камер даже в больших городах на всех не хватит. Выходом в этой ситуации может стать опора на записи видеорегистраторов жертв дорожных агрессоров или очевидцев. Правда, учитывая непопулярность среди россиян доносительства, массовой такая практика в ближайшие годы не станет. Впрочем, и сами поправки еще далеки от внедрения: премьер-министр предложил еще раз присмотреться к новеллам дабы свести к минимуму возможность злоупотребления ими.